Психология — знакомая незнакомка. Занятие №3.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №3.

Задачи
Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества.
Актуализировать имеющиеся у детей психологические знания.
Показать значение психологических сведений для школьной и повседневной жизни.

Материалы
Рабочая тетрадь, альбомы для рисования, цветные карандаши или фломастеры, карточки с написанными половинками слов (психо-логия, харак-тер, темпе-рамент, вни-мание, ощуще-ние, мыш-ление, эмо-ции, Пси-Маг), карточки с качествами характера (трусливый, трудолюбивый, лживый, щедрый, неряшливый, честный, ленивый, аккуратный, жадный, скромный, замкнутый, отзывчивый, хвастливый, общительный, черствый, смелый).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Упражнение «Ритуал приветствия»
Дети образуют круг комфортного общения.

Психолог. Сегодня, как и на прошлом уроке, мы приветствуем друг друга, используя необычные способы — жесты, мимику, прикосновения.
(См. описание этого упражнения в занятии 2.)

2. Настрой на занятие

Игра «И я…»

Психолог. Водящий называет какое-то качество, присущее ему. Например: «Я — аккуратный. А вы?» Если вы считаете, что это качество также присуще и вам, должны ответить: «И я!» Кто не обнаруживает у себя этого качества, тот молчит. Водящим в этой игре побывает каждый из вас.
При анализе игры психолог задает детям следующие вопросы:

— Какие качества чаще назывались — положительные или отрицательные?
— Какие из качеств набрали больше всего голосов?

3. Работа по теме

Беседа-опрос по пройденному материалу
Психолог. Вот уже целый год вы ходите на занятия по психологии. Попробуйте ответить на такие вопросы.
Что же такое психология и чем мы занимаемся на уроках психологии?
Примерные ответы: психология — это наука о внутреннем мире, о психике; на уроках психологии мы путешествуем в Королевство Внутреннего Мира.

Психолог. Для чего мы изучаем психологию?
Примерные ответы: чтобы получить ответы на важные вопросы; чтобы узнать самого себя; чтобы быть умными; чтобы научиться разбираться в других людях.

Психолог. На какой из следующих вопросов каждый из вас хотел бы получить ответ на уроках психологии? Какой из этих вопросов кажется наиболее важным?
Вопросы написаны на доске или на плакате.

— Как быть внимательным?
— Как улучшить свою память?
— Как развить свой ум?
— Как исправить плохие черты характера?
— Что сделать, чтобы родители были тобою довольны?
— Как стать хорошим другом (подругой)?
— Как развивать свои способности?

Задание «Собери слова»

Психолог. В прошлом году на уроках «Психологической азбуки» мы узнали о том, что такое внутренний мир. Многое из того, что мы узнали, написано на карточках. Вот только на каждой карточке оказалось по половинке слова. Каждый из вас получает по одной карточке. Ваша задача — собрать целое слово из двух карточек. Те, у кого на карточках написаны половинки одного слова, образуют пару, взявшись за руки. После того как слово собрано, участники пары должны объяснить его значение.

Задание «Найди пару»

Психолог. А теперь вы получаете карточки с качествами характера. К каждому качеству необходимо подобрать пару: это должно быть противоположное качество. Таким образом вы должны объединиться в пары. Образовавшиеся пары зачитывают вслух указанные на карточках качества, аргументируют свой выбор, а остальные проверяют, насколько правильно выполнено это задание.
При необходимости психолог поправляет детей и на конкретных примерах объясняет, почему это неверно.

4. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение 1).
Психолог. Давайте вспомним, что же произошло с Юлей и ее папой на вечерней прогулке. Кто такой Гаф Гафыч? Зачем он пожаловал в гости? Как вы думаете, согласятся ли Юля и ее папа отправиться в космическое путешествие вместе с Гаф Гафычем?
При ответе на эти вопросы дети могут опираться на рисунки, сделанные дома.
Психолог. Хотите узнать, какие приключения их ожидали в этом путешествии? Тогда слушаем продолжение истории.

5. Домашнее задание

Психолог. В рабочей тетради вы должны выполнить задание «Я на лестнице характера». Нужно поставить букву «Я» на той ступеньке каждой из шести лесенок, которая соответствует вашему представлению о себе.
(Бланк «Лестница характера» см. в приложении 2.)

Приложение №1

ПОЯВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНИКА БАРДЕНБУКА

— Что-то случилось со звездолетом! — с тревогой сказал Гаф Гафыч. — Он не подчиняется управлению, теряет скорость.
Юля и ее папа посмотрели на приборы. Стрелки прыгали, как сумасшедшие, на экранах компьютеров с отчаянной быстротой мелькали цифры. Гаф Гафыч дергал какие-то рычаги, нажимал какие-то кнопки, но звездолет не слушался его.
— Нас как будто что-то притягивает! Какая-то сила, с которой звездолет не может бороться, — пробормотал Гаф Гафыч и недовольно зарычал.
— Смотрите! — воскликнула Юля, показывая на иллюминатор.
Среди скопления звезд был ясно виден блистающий огнями, огромный звездолет, на борту которого была нарисована грозная эмблема — на белом фоне черная рука, накрывающая золотые звезды. Звездолет быстро приближался. Когда корабли оказались достаточно близко друг к другу, сближение замедлилось, а потом произошла плавная и точная стыковка звездолетов.
— Пожалуй, это слишком настойчивый способ познакомиться, — заметил папа.
— Я думаю, что нас взяли в плен. А-аф! — мрачно сказал Гаф Гафыч.
— Это кто же — космические пираты? — удивленно спросила Юля. У нее даже глаза заблестели: вот это приключение!
— Как бы кто не похуже, — ответил Гаф Гафыч. Он отключил бесполезно работавшие двигатели, и в звездолете наступила тишина.
В этой тишине скрежет отворяемого люка показался резким и неприятным. Юля, ее папа и Гаф Гафыч повернулись к люку в ожидании. Через несколько секунд в рубку звездолета вошли два странных человека, вооруженных пистолетами. В рубке сразу стало тесно. Они были очень высокого роста — больше двух метров, сильные, мускулистые, с правильными, даже красивыми чертами лица. Но что-то в этих лицах было отталкивающее, неприятное.
— Глаза у них какие-то тусклые, — шепнул папа Гаф Гафычу.
Один из непрошеных гостей на общекосмическом языке произнес ничего не выражающим голосом:
— Оставьте оружие здесь, если оно у вас есть. Следуйте за нами.
— С какой стати мы должны вас слушаться? — поинтересовался папа на том же языке.
— С целью сохранения вашей безопасности, — тем же равнодушным голосом ответил человек. — В случае неповиновения Повелитель распорядился вас уничтожить.
Делать было нечего. Пришлось путешественникам выполнить требования незваных гостей и пройти вслед за ними на чужой звездолет.
Космический корабль незнакомцев подавлял своими размерами: высотой потолков, шириной коридоров, величиной кают. После маленького серебряного шара планеты Собакилия он казался непомерно громадным. Путешественников провели в роскошно обставленную каюту, где в высоком резном кресле, похожем на трон, сидел человек. «Наверное, это и есть их Повелитель», — подумала Юля, взглянув на него. Закутанный в черную мантию, человек казался маленькой нахохлившейся птицей. Его голову украшала шляпа совершенно необычной формы, похожая на гребень. Сходство с птицей усиливали большие черные перья, торчавшие из воротника, и длинный крючковатый нос на сморщенном и хитром лице. Он подал знак конвоирам остановиться у дверей и быстрым злобным взглядом окинул пленников, склонив голову набок по-птичьи.
— Кто такие? — спросил он писклявым голосом. Он хотел придать голосу грозное звучание, но у него ничего не вышло.
Взглянув на Гаф Гафыча, одетого в мундир космолетчика, он криво усмехнулся:
— Циркачи, что ли? Дрессировщики? Держите псину подальше, у него, наверное, блохи.
Гаф Гафыч зарычал от возмущения, но Юлин папа успокаивающе положил руку ему на голову.
Человек снова нацелил свои колючие глазки на людей.
— Откуда вы явились? Что-то я не видел еще такой человеческой породы?
— Я и моя дочь родом с планеты Земля, — спокойно и с достоинством ответил папа. — Мы были на Собакилии в командировке, а теперь возвращаемся домой. Мы будем рады познакомиться и побеседовать, после чего просим нас не задерживать.
Человек захихикал так, что его тщедушное тельце затряслось, а голова закачалась взад-вперед.
— Глупец! Он собрался домой! Ты даже не представляешь, с кем разговариваешь!
— Но вы же не представились, — заметила Юля. — И между прочим, даже не поздоровались. Это невежливо.
— Молчи, девчонка! Падите на колени и ужаснитесь! Я — Величайший из Космических Волшебников, Вселенский Маг и Чародей, Повелитель планеты Хухромухр, а в будущем всех галактических миров непобедимый Барденбук!

Приложение №2

ЛЕСЕНКА ХАРАКТЕРА

ЛЕСЕНКА ХАРАКТЕРА

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук

Похожие статьи:

  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]
  • Сказка о профессоре Мышлении. Занятие №17. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №17. Задачи Познакомить детей с содержанием понятия «мышление». Развить умение анализировать, сравнивать, […]
  • Загадка психоочестителя №2. Занятие №9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №9. Задачи Закрепить усвоенный на предыдущем занятии материал. Развивать у детей рефлексивные способности. […]
  • Какой я? Занятие №2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №2. Задачи Помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, произошедшие с ними за […]
  • Учимся находить противоположности. Занятие №21. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №21. Задачи Актуализировать у детей самооценочную деятельность. Развивать диалектический взгляд на […]
  • Я умею запоминать! Занятие №15. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №15. Задачи Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания. Разить мнемические способности […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *