Разные люди — разные характеры. Занятие №1

Психологическая азбука для первоклассников.

Развивающие уроки.

Занятие №1. Разные люди — разные характеры.

ПРОПАЖА

Жила-была совесть,
И вдруг случилось несчастье:
Характер пропал.
Долго совесть искала характер. И нашла.
Вот радость какая!

Саша Бученик 1 -го класса

Задачи. Знакомство детей с предметным содержанием поня­тия «характер», с чертами характера; развитие умения описывать черты характера; развитие произвольности поведения; обогаще­ние запаса слов, используемых для обозначения черт характера.

Материалы. Психологические альбомы, цветные каранда­ши, таблица-памятка «Черты характера», «Перечень сказочных героев», запись динамичной музыки и релаксационной типа «Ки- таро», отличительные значки (например, разрезанные открытки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам в алфавитном порядке — по первой букве имени ребенка.

2. Настрой на занятие.

Упражнения «Замри» и «Волшебное слово «пожалуйста».

Инструкций для детей к упражнению «Замри».

— Выйдите из-за столов на середину класса. Сейчас я вклю­чу музыку. Пока она звучит, вы можете двигаться, танцевать и т.д., но как только она прекратится, вы должны замереть в той позе, в которой вас застала эта пауза в музыке.

Кто нарушает данное правило — выбывает из игры и садит­ся на место. Всем понятно задание? Тогда начинаем!

Психолог включает легкую танцевальную музыку и пример­но через 40-50 с. ее останавливает на 10-15 с., и так несколько раз. После первого тренировочного выполнения упражнения пси­холог следит за тем, чтобы нарушители правила выбывали из игры.

Инструкция для детей к упражнению «Волшебное слово «пожалуйста».

— Я вам показываю движения, вы должны в точности повто­рить его в том случае, если я скажу волшебное слово «пожалуй­ста», если я этого не сделаю, то повторять движения не нужно.

Кто нарушит это правило, тот должен будет выполнить до­полнительное задание, например, попрыгать на одной ножке по кругу, рассказать считалочку, изобразить какое-либо животное. Понятно задание? Тогда смотрите и слушайте!

Психолог показывает сначала простые, а потом все более сложные симметричные и многоходовые движения. Самых ак­тивных детей можно сделать инициаторами движений.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Заявка темы занятия, беседа «О характере».

Психолог. Ребята, давайте подумаем, чем люди непохожи друг на друга? Я слушаю ваши ответы. А кроме внешности они чем отличаются? Правильно. Своим поведением, темпераментом и характером. Сегодня мы узнаем, что такое характер и сделаем это с помощью сказки. Но прежде давайте прочитаем тему наше­го занятия.

Дети читают название темы занятия на доске.

Психолог. Итак, что значит «У разных людей — разные ха­рактеры»? Как вы это понимаете? Да, это значит, что люди разли­чаются своими характерами: одни —-добрые, другие —злые, одни щедрые, а другие — жадные и т. п. (см. приложение 1).

В характере человека сочетаются очень разные черты, напри­мер, у одного — ум, смелость, замкнутость, у другого — справед­ливость, аккуратность, лень, а у третьего — трудолюбие, скром­ность, трусость. В характере каждого человека наиболее ярко вы­ражены те или иные черты. Посмотрите на таблицу-памятку и прочитайте про себя, какие черты характера встречаются у раз­ных людей.

Психолог располагает на доске таблицу-памятку «Черты характера» и дает время ознакомиться с ней. Затем он интере­суется, все ли написанные в таблице черты характера детям по­нятны, при необходимости объясняет непонятное.

4. Работа по теме.

Задание «Назови противоположную черту характера», игра «Сказочный художник», чтение «Сказки о Деревьях-Характерах», задание «Мое Дерево-Характер».

Инструкция для детей к заданию «Назови противополож­ную черту характера».

Вы уже знаете, какие бывают черты характера. Сейчас мы проверим, кто их знает лучше всех. Я буду называть одну черту характера, а вы должны будете сказать противоположную. Напри­мер, я говорю «злой», а вы — «добрый».

Выкрикивать ответы с места нельзя, я буду учитывать только ответы тех учеников, которые поднимут руку. Итак, я убираю нашу таблицу «Черты характера» и называю первую черту характера. Приготовились!

Психолог называет поочередно то положительную черту характера, то отрицательную. За каждый правильный ответ дается отличительный значок. Лучший знаток черт характера определяется по общему числу набранных значков.

Инструкции к игре «Сказочный художник»

— Мы уже играли в игру «Художник», и вы знаете, что дела­ет «художник»: он «рисует» словесный портрет какого-то челове­ка. В этой игре «сказочный художник» описывает черты характе­ра сказочного героя, персонажа сказок или мультфильмов. После того как «сказочный художник» опишет характер загаданного им персонажа, мы попытаемся угадать его.

Тот, кто угадает, и будет «сказочным художником». Имена сказочных героев, которых вы можете загадывать, написаны на доске (см. приложение 2). Итак, «сказочным художником будет»… (называется имя ребенка).

Психолог снова располагает на доске таблицу памятку «Чер­ты характера», которая используется для подсказки и обращает внимание детей на написанные на доске имена сказочных героев. «Сказочный художник» становится лицом к доске и спиной к одно­классникам, выбирает сказочного героя из предложенного переч­ня, потом поворачивается и начинает свой рассказ-описание со слов: «Этот сказочный герой по характеру…».

Если ребенок затрудняется, психолог ненавязчиво помогает описать характер сказочного героя, предлагая выбрать подходящую черту характера из дихотомической пары: «Этот сказочный герой — щедрый или жадный; трусливый или смелый?»

— Вы смогли правильно угадать сказочного героя по описа­нию его характера. А сейчас вы узнаете, на что бывают похожи характеры разных людей — под приятную музыку вы послушае­те «Сказку о Деревьях-Характерах».

Сядьте поудобнее (если есть ковровое покрытие в классе, то можно и лечь на пол), положите голову на стол и молча слушайте сказку, представляя все то, о чем в ней идет речь.

Психолог включает запись релаксирующей музыки и под нее в такт читает «Сказку о Деревьях-Характерах» (см. приложе­ние 3).

Если некоторые дети не хотят или не могут расслабляться под музыку/психолог может предложить им нарисовать, не мешая ос­тальным детям, волшебный лес и в нем свое Дерево-Характер. Пос­ле прослушивания сказки все дети по указанию психолога откры­вают глаза.

Инструкция для детей к заданию «Мое Дерево-Характер».

— Вы прослушали сказку. Расскажите, о чем вы узнали из нее? Как вы думаете, растет ли в этом волшебном лесу ваше Дере- во-Характер? А какое оно? Откройте свои альбомы, приготовьте цветные карандаши, напишите в самом верхнем углу листа назва­ние рисунка «Мое Дерево-Характер».

Итак, каждый рисует, как выглядит его Дерево-Характер: большое оно или маленькое, высокое или стелющееся по земле, раскидистое или состоящее только из ствола. Нарисуйте, какие есть ветки на этом дереве — толстые, средние, тонкие, и напиши­те, как они называются. Ведь каждая ветка— это определенная черта характера.

Учитель включает спокойную музыку, ходит по классу и сво­ими репликами поддерживает процесс самовыражения детей, выс­лушивает индивидуально рассказы детей, отвечает на вопросы.

Высказывания учителя должны подчеркивать индивидуальную неповторимость каждого ребенка. Ни в коем случае не нужно де­лать критических замечаний или выделять лучшие рисунки.

Психолог. А теперь домашнее задание. С помощью родите­лей подберите и напишите в альбоме одну пословицу о характере.

5. Подведение итогов.

Игра «И я…» (первый вариант).

Инструкция для детей к игре «И я…».

— Сейчас я буду называть черту характера. Если у кого-то такая черта есть, то он на счет «три-четыре» должен сказать «И я». Например, я говорю «Я — отзывчивая. ^Гри-четыре…».

Тот, кто считает себя отзывчивым, говорит «И я». Понятно? Итак, я — ленивая. Три четыре… Я — аккуратная… я — жад­ная. .. я — честная.,. я — замкнутая… я — упрямая… я — скром­ная. :. и т. п.

Приложение 1

ТАБЛИЦА-ПАМЯТКА «ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА»

Добрый —злобный Скромный — хвастливый
Смелый — трусливый Вежливый — грубый
Щедрый — жадный Трудолюбивый — ленивый
Общительный — замкнутый Находчивый—тугодум
Умный — глупый* Доверчивый — подозрительный
Заботливый — равнодушный Отзывчивый — черствый
Честный — лживый Простодушный — хитрый

Покладистый — упрямый
Осторожный — рискованный
Гордый — униженный
Дисциплинированный — шаловливый
Настойчивый -— беспечный
Благородный — подлый
Целеустремленный — легкомысленный
Справедливый — несправедливый
Доброжелательный — высокомерный

* Звездочкой отмечены качества, которые не являются чертой характера, но дети часто используют их при характеристике людей или сказочных персонажей.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Мальвина Красная Шапочка Железный дровосек
Буратино Пьеро Маугли
Дюймовочка Маленькая разбойница Царевна Несмеяна
Винни-Пух Карабас-Барабас Иван-Царевич
Герда Аленушка Пеппи Длинный Чулок
Карлсон Доктор Айболит Том Сойер
Шапокляк Мэри Поппинс Золушка
Чебурашка Почтальон Печкин Незнайка
Лиса Алиса Элли Баба-Яга
Кот Базилио Соломенный страшила Знайка

Приложение 3

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ

В некотором удивительном мире, в прекрасной долине, раскинувшей­ся среди высоких неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Они своим внешним видом отражали характе­ры людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре мощные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свое название: первая называлась Отношение к людям, вторая — Отноше­ние к делу, третья — Отношение к себе, четвертая — Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других, форму, свою характерную особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношение к людям была вытя­нута, потому что несла веточку Правдивости, а на другом была скруче­на кольцом ветка Лжи. Где-то ветвь Отношение к себе вызывающе тор­чала веточкой самовлюбленности, где-то опускалась почти до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно поднималась к солнцу среди других как воплощение Скромности. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Деревьями-Характерами трескалась земля -— такими они были тяжелыми. Другие Деревья-Характеры сплошь были покрыты игол­ками и поэтому были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками—это были очень прямые характе­ры. Твердые Деревья-Характеры не смогла бы распилить даже бензопи­ла, а легкие Деревья-Характеры буквально парили в воздухе, едва цепля­ясь за землю корнями. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и стройные, низкие и даже стелющиеся по земле.

Так не похожи были Деревья-Характеры друг на друга, потому что росли на разных почвах, по-разному согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. (А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?)

Порой налетала в долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть свое Дерево, кото­рое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в него не может никто, и узнать какой у тебя характер, можно только изучая самого себя и свои поступки.

Татьяна Аржакаева, педагог-психолог.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, г. Видное Московской области.

Похожие статьи:

  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ […]
  • Что такое память?. Занятие №10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №10. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]
  • Программа “Солнышко”. Приложение. 1-й класс, 1-й урок. О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Приложение. 1-й КЛАСС, 1-й урок Тема. […]
  • Электронное приложение к букварю Урок обучения грамоте Ю.В. КАРАКУРЧИ, Учитель-методист, Некоммерческое партнерство «Телешкола», Москва Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования […]
  • Мои впечатления о лете. Занятие №1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №1. Задачи Научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных […]
  • Программа «Солнышко». 1-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в неделю. Всего — 30 […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *