Сказка о профессоре Мышлении. Занятие №17.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №17.

Задачи

Познакомить детей с содержанием понятия «мышление». Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Материалы

Рабочие тетради,  набор картинок, цифр и букв для каждого ученика (см. приложение 3 к занятию 10), отпечатанный на отдельных карточках текст трех загадок Дракона из «Сказки о профессоре Мышлении» (см. приложение к этому занятию), набор предметов для показа, различающихся по величине, форме, цвету, назначению, эмблемы с изображением символа мышления (думающий человек, профессор Мышление и т.п.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. Подготовка к восприятию нового материала

Психолог. Обычно в сказках главному герою, для того чтобы спасти себя или близких людей, приходится отгадывать загадку. Попробуйте отгадать такую: что на свете всего быстрее?
Как на этот вопрос ответит умный сказочный герой?

 

Если дети не знают правильного ответа — мысль, мышление, то психолог предлагает выполнить задание «Распредели картинки по группам» (см. ниже), которое поможет отгадать загадку.

 

Задание «Распредели картинки по группам»

 

Психолог. Возьмите из конверта картинки, расположите их аккуратно на парте. А теперь все эти картинки распределите по группам и каждой получившейся группе дайте общее название. Эти названия нужно записать в своей рабочей тетради. Какие названия групп картинок у вас получились?
Что нужно было делать, чтобы правильно выполнить это задание?
Психолог подводит детей к ответам — думать, мыслить, соображать.
При выполнении этого задания вам понадобилось именно то, что является ответом на загадку. Итак, про что же говорится в загадке?
Что значит — не иметь мышления? Для ответа на этот вопрос вспомните шляма из истории про Юлю.
Что значит — уметь мыслить? Что такое мышление?
Об этом мы узнаем из «Сказки о профессоре Мышлении». Ее рассказывает папа-психолог своей дочери — Юле.

 

2. Работа по теме

 

Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение).

 

Психолог. Слушая эту сказку, вам необходимо хорошо запомнить, какие события произошли с героями, что они говорили друг другу. Потом мы с вами разыграем эту сказку по ролям.
Психолог читает «Сказку о профессоре Мышлении» до слов: «Ну хорошо, — прорычал Дракон».
По ходу чтения сказки психолог задает детям вопросы. Это нужно делать, чтобы понять, усвоили ли они ее содержание. После того как учащиеся прослушали этот отрывок, психолог распределяет роли героев сказки (профессора Мышления, его помощников — Восприятия, Анализа и Синтеза, а также Дракона) между детьми, учитывая их пожелания.
Теперь чтение сказки становится частично инсценированным: Дракон вместо психолога произносит загадки (читая их с карточки) и слушает ответы профессора Мышления, Анализа и Синтеза, Восприятия. Если игроки не справляются, то их можно поменять.

 

Психолог. Как вы думаете, спаслись ли от Дракона наши герои — профессор Мышление и его помощники, или же он их съел на обед? А теперь узнаем, какие события происходили в самой сказке.
Психолог читает окончание сказки.

 

Психолог. Что помогло героям сказки спастись от Дракона?
Ответ: способность размышлять, думать.
Мы убедились, что человек, умеющий мыслить, достигает многого.
Попробуйте ответить на вопросы.
Что же такое мышление и зачем оно нужно человеку?
Какие помощники есть у нашего мышления и чем они занимаются?
Можно ли развить свое мышление?

 

Задание «Назови все свойства предмета» (взято из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса». М., Видное, 1998)

 

Психолог. Это задание развивает мышление. Чтобы уметь размышлять, надо разбираться в том, какими свойствами обладают окружающие предметы, вещи. Например, посмотрите на этот предмет (психолог показывает на какой-либо предмет). Какими свойствами он обладает?
Психолог слушает ответы детей и дополняет их.
А теперь мы устроим конкурс знатоков свойств предметов. Участвуют в конкурсе двое. Я показываю предмет, а участники по очереди называют по одному свойству данного предмета, не повторяя уже названных. Конкурс продолжается до тех пор, пока один из участников не остановится. Проигрывает тот, кто остановился, а выигрывает тот, кто назвал больше свойств.
К конкурсу можно привлечь болельщиков, которые будут помогать «своему игроку» назвать подходящие свойства.

 

Задание «Назови сходства и различия»

 

Психолог. А сейчас я буду показывать два предмета. Сначала участники называют такие свойства этих предметов, которые являются для них общими, то есть подмечают сходство предметов. Потом — такие свойства, которыми эти предметы отличаются друг от друга.
По итогам двух конкурсов определяются знатоки свойств предметов, которым вручаются эмблемы.

 

3. Подведение итогов

 

Психолог. Попробуйте ответить на такие вопросы.

 

Кто такой профессор Мышление?
Какие у него есть главные помощники?
Что делает каждый из них?
Для чего нам нужно мышление?
Что значит уметь мыслить?

 

4. Домашнее задание

 

Попытайтесь с помощью родителей придумать какую-нибудь интересную загадку. Если не получится придумать, найдите загадку в какой-нибудь книжке или журнале.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СКАЗКА О ПРОФЕССОРЕ МЫШЛЕНИИ И ЗЛОМ ДРАКОНЕ

Профессор Мышление был очень-очень умным. Он интересовался всем на свете и искал знания повсюду. Когда ему удавалось добыть какие-то новые знания, он складывал их в королевскую Сокровищницу Памяти.
Как-то раз он отправился обследовать дремучий лес, росший на окраине Королевства Внутреннего Мира. Как обычно, профессора Мышление сопровождали два его верных помощника – Анализ и Синтез. А разведчик Восприятие был их проводником.
Разведчик Восприятие шел впереди, а потом возвращался и докладывал профессору, что он видел, слышал и чувствовал. Однажды, вернувшись из разведки, он сказал:
– Видел в лесу широкую тропу и сломанные деревья.
– Что еще? – спросил профессор Мышление.
– На тропе были следы от больших лап. Один конец тропы ведет к речке. А второй я еще не обследовал.
– Давайте проанализируем, – предложил Анализ. – Итак, мы имеем: тропу, на которой отпечатались следы, а тропа ведет к реке. Значит…
– Значит, – подхватил Синтез, – по этой тропе ходит большой зверь. Ходит он к реке на водопой. Тогда второй конец тропы ведет к его жилищу.
– Здорово! – восхищенно сказал проводник Восприятие. – Какие вы умные. Я бы не догадался!
– Ты же – Восприятие! – сказал профессор. – Ты только видишь, слышишь, получаешь информацию.
А обрабатываю ее я, Мышление, с помощью Анализа и Синтеза. У каждого из нас своя работа.
– Тогда я пойду и посмотрю на жилище этого зверя, – сказал разведчик и ушел.
Некоторое время он двигался по тропе. Скоро он обнаружил, что тропа обрывается у входа в пещеру. Возле пещеры валялись обглоданные кости, а из темноты доносилось тяжелое дыхание и сверкали страшные глаза. Если бы это увидел профессор Мышление, он сразу бы понял, что зверь, живущий в пещере, свирепый и кровожадный, а значит, опасный. Но разведчик Восприятие умел только воспринимать. Он без страха заглянул в пещеру да так и замер, пораженный взглядом огромных красных глаз. Прямо на него выползал громадный Дракон. Его зеленая чешуя тускло поблескивала на солнце, а гребень на спине скрежетал, как старое железо на крыше. Из ноздрей Дракона вырывалось пламя.
Он медленно повернул голову и раскрыл пасть, полную острых зубов.
– Я пока не буду тебя есть, – прорычал он Восприятию. – Ведь ты не один в моем лесу, верно? Скоро за тобой придут твои друзья, и я полакомлюсь всеми сразу.
Дракон оказался прав. Профессор Мышление, Анализ и Синтез, обеспокоенные долгим отсутствием Восприятия, отправились на поиски и скоро тоже оказались у драконьей пещеры. Увидев свирепого Дракона, профессор не испугался. Он был уверен, что Мышление всегда найдет выход из самого трудного положения.
– Вот вы и здесь! – проревел Дракон. – Я сейчас славно пообедаю.
– Мы пришли к тебе сами, – спокойно сказал профессор. – Дай нам шанс спастись. По старым драконьим обычаям ты должен загадать нам три загадки. Если мы не отгадаем их, тогда ничего не поделаешь – кушай нас на здоровье. Но если мы правильно ответим, ты должен будешь отпустить нас всех.
Дракону не очень понравились слова Мышления, но такой обычай действительно существовал.
– Ну хорошо, – прорычал Дракон. – Я загадаю вам три загадки. Их задавал один психолог. Я не знал ответов, и мне пришлось его отпустить. Слушайте первую загадку!

Без чего безвкусной, пресной кажется нам наша жизнь?
Без чего любая песня нам не трогает души?
Без чего сердца не могут волноваться, трепетать?
Без чего любой в итоге может автоматом стать?

– Давайте проанализируем, – сразу же предложил Анализ. – Итак: что же окрашивает нашу жизнь, придает ей вкус, что позволяет переживать, слушая хорошие песни, волнует нас, а отсутствие этого превращает нас в бездушную машину?
– По-моему, все ясно, — сказал Синтез. – Обобщая и собирая все эти признаки воедино, мы легко находим ответ.
– Конечно же, – закончил профессор Мышление. – Это эмоции, чувства.
Дракон недовольно пробурчал:
– Ладно. Первую загадку вы отгадали. Посмотрим, как справитесь со второй:

Сколько будет пять и пять?
Как щебечут птицы?
Почему легко узнать
Наших близких лица?
Все вопросы без труда
Я смогу отставить,
Потому что нас всегда
Выручает…

– В самом деле, ведь я знаю, что пять и пять – будет десять. – Пробормотал Анализ. – И могу представить, как щебечут птицы. Что же мне помогает?
– И лица близких людей мы, конечно, сразу узнаем, – добавил Синтез. – Но почему?
И тут глаза Мышления сверкнули догадкой.
– Я понял! – воскликнул он. – Все это мы можем делать, потому что и правила сложения, и щебет птиц, и образы наших друзей – все это хранится в нашей…
– Памяти! – одновременно закончили мысль Анализ и Синтез.
Дракон удивленно посмотрел на своих пленников, которые почему-то никак не хотели быть съеденными. Уже две загадки из трех были разгаданы! Дракон гневно выпустил пламя из пасти и прорычал:
– Ну что ж. Слушайте последнюю, третью загадку. Если вы не сумеете справиться с ней, я проглочу вас сразу, не дожидаясь обеда.

Вмиг раскрыть любой секрет,
Справиться с вопросами,
Правильный найти ответ –
Ну конечно, просто мне!
Разобраться, что к чему,
Можно – без сомненья!
Что угодно я пойму
С помощью…

Дракон презрительно взглянул на пленников, уверенный, что уж с такой загадкой им не справиться. Но, к его удивлению, на лицах Мышления и его верных помощников расцвели довольные улыбки, едва он закончил говорить. Они все уже знали ответ.
– Такие трудные задачи действительно мне по силам, – с гордостью произнес профессор. – Разобраться, что к чему, конечно, смогу, потому что я и есть Мышление!
– Как? – взревел Дракон. – Ты – Мышление?
– Да. А ты сразу не догадался?
Дракон в ярости зарычал. Но нарушить данное слово он не мог. И хотя был очень голоден, он понял, что сегодня пообедать ему не придется.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская обл.

Похожие статьи:

  • Виды памяти. Занятие №11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №11. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]
  • Осуществление преемственности дошкольного и начального образования. (Начало) Р.А. ДАНИЛИНА, директор средней школы № 13 г. Арзамаса, кандидат педагогических наук Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» […]
  • Я умею запоминать! Занятие №15. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №15. Задачи Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания. Разить мнемические способности […]
  • Психология — знакомая незнакомка. Занятие №3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №3. Задачи Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества. Актуализировать имеющиеся у детей […]
  • Что такое память?. Занятие №10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №10. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]
  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *