Учимся находить противоположности. Занятие №21.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №21.

Задачи

Актуализировать у детей самооценочную деятельность. Развивать диалектический взгляд на действительность. Развивать логическое мышление.

Материал

Рабочие тетради, кукла или цветное изображение профессора Мышление, набор из 16—20 картинок с изображениями предметов, растений и животных для игры «Антипод», плакат «Найди лишнее слово» (см. приложение).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Упражнение «Противоположности» (см. занятие 19).

2. Работа по теме

Проверка домашнего задания

Психолог. Какие ответы вы нашли на мою загадку — что может быть одновременно и ярким, и вкусным, и круглым?
Назовите теперь как можно больше предметов, которые обладают сразу тремя свойствами — являются белыми, пушистыми, без запаха.

Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Профессор Мышление (психолог показывает куклу или цветное изображение профессора Мышление) советует нам: для того чтобы быть умными, надо очень многое уметь.
Как вы думаете, что нужно уметь делать, для того чтобы быть умными?
Какие из этих умений мы осваивали на предыдущих занятиях?
На каждом занятии мы чему-то учимся. Как вы думаете, какое умение мы будем осваивать на сегодняшнем занятии?

Психолог на доске фиксирует ответы детей. Например, это могут быть следующие умения:
— разбираться в свойствах предметов;
— сравнивать предметы и находить в них сходства и различия;
— задавать интересные вопросы и придумывать загадки;
— отвечать на сложные вопросы и разгадывать загадки;
— обобщать;
— находить закономерности.

Задание «Оцени свои умения»

Психолог. У профессора Мышление все эти умения развиты на самом высоком уровне. А как они развиты у вас, мы сейчас узнаем. Вот здесь располагается профессор Мышление.
Психолог ставит куклу или цветное изображение профессора Мышление в центре класса.
Каждый из вас сейчас немного подумает и по моему знаку встанет на таком расстоянии от профессора Мышление, которое соответствует степени развития у него определенного умения.
На этом расстоянии
(психолог показывает место рядом с профессором Мышление) должны расположиться те, кто считает, что данное умение у него развито очень хорошо, вот здесь (психолог показывает место на некотором отдалении от профессора Мышление) — те, кто думает, что данное умение развито у него в средней степени, а тут (психолог показывает совсем удаленное место) — те, кто думает, что данное умение развито у него слабо.
Психолог по очереди называет указанные выше умения, подает знак, чтобы дети оценили себя, следит за тем, чтобы дети, расположившиеся в отдалении от профессора Мышление, не чувствовали себя одинокими. Психолог даже может составить им компанию.

Задание «Найди различия»

Психолог. Сейчас вам необходимо будет сравнить два предмета между собой и написать в рабочей тетради как можно больше различий между ними.
Детям предлагаются следующие пары предметов: газета—книга, снег—сахар, тарелка—лодка, лампа—свеча, компьютер—счеты.

Игра «Противоположное свойство»

Рекомендуем другие статьи:

Психолог. Давайте сядем в общий круг. Водящий в этой игре называет любое свойство предмета, например «горький». Следующий игрок должен назвать противоположное свойство. Допустим, это будет свойство «сладкий». Следующий игрок придумывает новое свойство, игра продолжается до тех пор, пока круг не замкнется.

Игра »Хорошо—плохо» (из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса». М., Видное, 1998, с. 45)

Психолог. В этой игре будут соревноваться две команды. В каждой из них — по три игрока. Остальные будут болельщиками.
Психолог, учитывая желания детей, формирует команды, определяет болельщиков для каждой команды.
Психолог. Команды будут соревноваться в назывании хорошего и плохого в разных предметах и явлениях. Например, игроки первой команды должны будут подумать, что хорошего есть в дожде, а игроки второй — что плохого есть в дожде. Свои ответы они могут записать. Затем команды по очереди будут называть то, что придумали. Победит та команда, которая даст последний ответ.
Психолог следит за очередностью высказываний членов команд, при необходимости разрешает командам обратиться за помощью к болельщикам.
В следующем раунде команды меняются ролями, а в последующих раундах меняется состав команд.
Возможные задания для команд: назвать, что хорошего и что плохого есть в таких явлениях, как уроки, лето, ангина?

Игра «Антипод» (из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса». М., Видное, 1998, с. 55)

Психолог. Эта игра имеет необычное название — «Антипод». Так называют предметы и явления, противоположные по своим свойствам. Например, для отдыха антиподом будет работа, для города — деревня и т.д. В этой игре водящий называет любой предмет или любое явление, а следующий игрок придумывает его антипод. Игра продолжается до тех пор, пока круг не замкнется.
Психолог начинает игру как водящий. В начале игры в качестве подсказки можно использовать предметы из набора картинок с изображениями предметов, растений и животных.

3. Подведение итогов

Задание «Найди лишнее слово»

Психолог. На плакате написаны три ряда слов. Прочитайте первый ряд и подумайте, какое слово здесь является лишним? Запишите это слово в рабочей тетради. А теперь подумайте, каким общим словом можно назвать оставшиеся четыре слова.
Таким же образом организуется работа со вторым и третьим рядами слов. После письменного выполнения задания психолог проверяет правильность ответов детей.

Правильные ответы

Первый ряд: лишнее слово — обижаться, общее слово — думать или мыслить.
Второй ряд: лишнее слово — рассуждать, общее слово — фантазировать или воображать.
Третий ряд: лишнее слово — фантазировать, общее слово — чувствовать или переживать.

Психолог. Наше занятие закончено. Подумайте и скажите, какому умению мы учились сегодня на занятии? Какие игры и задания вам понравились больше всего?

4. Домашнее задание

Придумать три пары антиподов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО:

  • Соображать, решать, обижаться, понимать, размышлять.
  • Воображать, изобретать, сочинять, рассуждать, представлять.
  • Огорчаться, фантазировать, радоваться, злиться, удивляться.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог Учебно-методического образовательного центра,
г. Видное, Московская область

Похожие статьи:

  • Урок №19. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №19. Задачи Развивать умение думать сообща. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]
  • О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (начало) О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» В классах компенсирующего обучения Е.П. ЕГРАШИНА, средняя школа № 4 г. Мирного Архангельской области Из своего 19-летнего […]
  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]
  • Психология — знакомая незнакомка. Занятие №3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №3. Задачи Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества. Актуализировать имеющиеся у детей […]
  • Что такое память?. Занятие №10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №10. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]
  • Загадка психоочестителя №2. Занятие №9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №9. Задачи Закрепить усвоенный на предыдущем занятии материал. Развивать у детей рефлексивные способности. […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *