Урок сопереживания

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю Вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался…»

Нет, наверное, человека, который бы, прочитав эти строки из трогательной истории, написанной Антоном Павловичем Чеховым, не пережил бы чувства сострадания к маленькому герою этого рассказа.

Так случилось и с моими третьеклассниками:
— Вот ведь горюшко!
— И письмо без адреса не дойдет!

Примерно так переживалось описанное в рассказе.

Как хотелось, чтобы жизнь Ваньки Жукова изменилась к лучшему! Конечно, это всего лишь рассказ, но мы знаем, что в жизни многие люди терпят нужду и страдания. Они ждут нашего участия, если не делом, то хоть добрым словом, взглядом. А что касается Ваньки, то история не закончена. Мальчик-сирота не может остаться без участия добрых людей. И повествование, начатое Чеховым, продолжили мои ученики. Вот их рассказы.

… На почте письмо без адреса было отложено. Один из работников почты заинтересовался этим письмом и, прочитав о страданиях мальчика, решил помочь. Письмо он отнёс в редакцию газеты и попросил напечатать его, надеясь, что дедушка прочитает его или добрые люди прочитают и расскажут ему. Вскоре об этом письме заговорили все, кто читал газету. Дошла весточка и до Константина Макарыча. Он отпросился у барыни и поехал в город, прикупив для внука недорогие подарки к Рождеству Христову. Увидев деда, Ванька бросился ему на шею и от радости заплакал. Предстояла дорога домой, встреча Рождества и длинная жизнь с испытаниями, радостями и верой в добрых людей. (III класс, Арчая Акакий).

А вот другая история.

… Ванька опустил письмо в почтовый ящик и побежал домой. Час спустя он крепко спал… Ему снилась печка, на печи сидит дед и читает письмо кухаркам.
На следующий день Ванька много работал, как-никак скоро Рождество и много заказов. А вечером он вспомнил про своё письмо и горько заплакал. Письмо-то без адреса! Всю ночь Ванька не спал, заливая слезами подушку.
Утром новые мысли и заботы, словно пчёлы, влетели в его голову. Только к вечеру, когда семья хозяина ушла на всенощную, тоска по деду сжала сердце мальчика. В глазах стояли слёзы.
… Вдруг в дверь кто-то постучал. Ванька вздрогнул. Он тихонько подошёл к окну и увидел силуэт человека, очень знакомый. Ещё раз постучали, и родной, долгожданный голос произнёс:
«Ванька!» Да! Это был дедушка. Ванька бросился к двери. В дом ворвался морозный воздух, а с ним запах деревни, антоновки и чего-то ещё очень родного.
Как был рад Ванька! Они немного поговорили и пошли в храм. Там они отстояли службу. А когда выходили из храма, встретились с сапожником Аляхиным (хозяином Ваньки). Дедушка просил его отпустить Ваньку в деревню. Сапожник долго не соглашался, но потом уступил.
По дороге в деревню Ванька рассказал дедушке о своих страданиях, и дед упросил барыню оставить внука. Счастливое Рождество! (III класс, Звягина Анастасия).

А может быть, все произошло иначе?

… Ванька опустил письмо в ящик и побежал домой.
…По улице шёл почтальон, в его сумке лежало письмо без адреса. Под ногами хрустел снег. Почтальон шёл и вспоминал своего друга Константина Макарыча. Они были друзьями с раннего детства. Но вот теперь он здесь, в городе, служит на почте, а Макарыч остался в деревне. Но здесь, в городе, в семье сапожника живёт внук его друга. Он решил навестить мальчика. В окно было видно, что мальчик испуган. Почтальон вошёл, поздоровался. «Ванька, узна-
ешь?» — обратился он к мальчику. Когда Ванька вспомнил почтальона, он поведал ему о своём житье и о том, что написал дедушке.
…Зазвенели колокольчики — приехал от заказчика Аляхин. Почтальон поспешно вышел. Утром, отпросившись на службе, на попутной повозке он поехал в деревню.
Константин Макарыч встретил его приветливо, напоил чаем, но читать письмо стал после отъезда друга.
Случилось всё так, как снилось Ваньке: на печи сидит дедушка и читает письмо кухаркам. Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом. После чтения письма Константин Макарыч пошёл вымаливать у господ повозку.
…Когда он подъехал к дому сапожника, сомнений, что он заберёт Ваньку, не было. И вот они уже на пути к дому!
… Ольга Игнатьевна подарила Ваньке сундучок с леденцами и орехами. Для Ваньки это было самое радостное Рождество (III класс, Губанова Вера).

Так дети видят продолжение этой удивительно трогательной истории, где добро побеждает зло и исполняются заветные желания.

В новом 2002 году хочется всем пожелать быть доброжелательными друг к другу, поддерживать своих близких в трудную минуту, уметь сострадать и делить радости.

«…Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька. — Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, … всё плачу… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай»… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке».
А мне хотелось бы добавить: «… на деревню дедушке» и всем, всем добрым людям.

О.А. АНДРЕЕВА,
учитель средней школы № 576 Москвы

Похожие статьи:

  • Учимся находить противоположности. Занятие №21. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №21. Задачи Актуализировать у детей самооценочную деятельность. Развивать диалектический взгляд на […]
  • Работа с «Грамматическим лото» Л.Ю. АНТИПИНА, учитель средней школы № 22 г. Северодвинска, Архангельская область Хочу поделиться опытом работы с «Грамматическим лото» (так мы назвали его с ребятами). Цель работы с […]
  • Какая у меня память? Занятие №12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №12. Задачи Дать возможность детям изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны. […]
  • Государство в государстве. Экономическая игра для учащихся III класса И.М. ВЛАСОВ, учитель средней школы № 15 г. Оленегорска Мурманской области От автора Несколько лет назад, работая в III классе, я заметил резкое снижение у ребят интереса к учебе, […]
  • Эмоциональная память. Занятие №13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №13. Задачи Познакомить детей с особенностями эмоциональной памяти. Развить мнемические способности детей. Развить […]
  • Что такое память?. Занятие №10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №10. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *