Виды памяти. Занятие №11.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №11.

Задачи

Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности детей. УПознакомить летей с видами памяти.

Материалы

Рабочие тетради, пять экземпляров текста  «Сказки о видах памяти…», непрозрачная повязка для глаз, схема  «Виды памяти» (см. приложение2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Психолог собирает конверты с буквами, цифрами, картинками, которые дети вырезали дома из плаката (см. занятие 10).

Игра «Фотограф»

Описание этой игры см. в занятии 10. На этот раз используется такой вариант игры, где отсутствует «фотограф без памяти».

2. Работа по теме

Беседа-опрос «Что такое память»

Психолог. Сейчас я вам буду задавать вопросы о памяти. Чтобы ответить на них, вам потребуется вспомнить материал прошлого занятия.
Как вы думаете, что такое память и для чего она нужна?
Скажите, можно ли вспомнить какое-то событие, если оно еще с вами не произошло? Может ли кто-нибудь из вас, например, вспомнить, что ему подарили, когда ему исполнилось 10 лет? Почему?
Можно ли что-то вспомнить, если мы что-то забыли? Может ли кто-нибудь из вас, например, вспомнить, что ему подарили, когда ему исполнилось 3 года? Почему?
Итак, из каких важных частей состоит наша память? Посмотрите в своей рабочей тетради на рисунки-подсказки, с помощью которых вы зашифровали на прошлом занятии понятие «память». (Ответ: важные части памяти — это запоминание, сохранение и воспроизведение.)

3. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение 1).
После прочтения отрывка «Какая нужная вещь — память!» психолог задает детям следующие вопросы.

Как вы думаете, почему удалось бежать из плена Гаф Гафычу? (Ответ: сопровождавший Юлю и Гаф Гафыча трум забыл о существовании Гаф Гафыча.)
Что делал трум, чтобы вспомнить важную информацию?
Скажите, о каких трех видах памяти рассказывает Юле ее папа-психолог?
(Ответ: о долговременной, кратковременной, оперативной.)
Поясните, что такое долговременная память?
Чем от нее отличается кратковременная память?
Что такое оперативная память?

Психолог. А теперь мы узнаем еще о некоторых видах памяти. Мы с вами прочитаем «Сказку о видах памяти и карасе, который был невиновен». В ней героями являются самые разные рыбы — Окунь, Щуренок, Подлещик, Карась. Давайте прочитаем эту сказку в лицах.
Психолог распределяет роли между детьми, которые умеют бегло и выразительно читать. Сам он читает от автора. Желательно иметь пять экземпляров текста сказки — по одному на каждого читающего.
После прочтения этой сказки психолог задает детям следующие вопросы.

Был ли Карась виноват в том, в чем его обвиняли?
Почему Окунь, Щуренок и Подлещик требовали наказать невиновного? (Ответ: их подвела память — каждый из них запомнил происходящее по-своему.)
Скажите, что из происшедшего в пруду запомнил Окунь? Какая память у него лучше развита? (Ответ: зрительная память.)
Как запомнил события Щуренок? Какая память у него лучше развита? (Ответ: слуховая память.)
Что лучше всего запомнил Подлещик? Какая память у него лучше развита? (Ответ: эмоциональная память.)
Итак, о каких видах памяти идет речь в сказке? Догадайтесь, что же такое осязательная память?

Игра «Запомни прикосновения»

Психолог. Водящему в этой игре завязывают глаза. После этого четыре или пять игроков по очереди прикасаются к его ладошке. Когда повязка снимается, то водящий угадывает, кто именно и в какой последовательности прикасался к нему.
Психолог может участвовать в игре в качестве игрока, задавая благожелательный тон прикосновений.

4. Подведение итогов

Психолог. Мы с вами сегодня узнали, какие бывают виды памяти. Посмотрите внимательно на схему «Виды памяти» (см. приложение 2). Нарисуйте такую схему у себя в рабочей тетради.
Далее психолог задает детям такие вопросы.

О каких видах памяти вы узнали на этом занятии? (Ответ: о зрительной, слуховой, осязательной, эмоциональной, долговременной, кратковременной, оперативной.)
Чем отличаются долговременная и кратковременная память? (Ответ: длительностью сохранения информации.)
Отвечая на этот вопрос, из какой памяти вы извлекали информацию?
(Ответ: из оперативной.)
Что такое оперативная память и почему ее иногда еще называют деловой памятью? (Ответ: она позволяет быстро использовать информацию для какого-нибудь дела.)
Чем отличаются зрительная и слуховая память? (Ответ: зрительная память позволяет запоминать то, что человек видит, а слуховая — то, что слышит.)
Что такое осязательная память? (Ответ: это память на прикосновения.)

5. Домашнее задание

Подумайте вместе с родителями, что нужно делать, для того чтобы не забывалась важная и нужная информация?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАКАЯ НУЖНАЯ ВЕЩЬ — ПАМЯТЬ!

Увидев Юлю без Гаф Гафыча, папа вопросительно посмотрел на нее. Когда дверь камеры закрылась, Юля рассказала ему о том, как сбежал из-под стражи Гаф Гафыч, и о своем разговоре с трумом.
— Прекрасно, — сказал папа. — Думаю, наш друг уже на свободе. Будем надеяться, что Барденбук не хватился его. Мы же по крайней мере получили отсрочку от посещения Психоочистителя. Барденбук хочет заставить меня усовершенствовать его страшный прибор.
— Ты ведь сделаешь это, папочка?
— Не знаю. Мне не хочется помогать этому злобному человеку в выполнении его коварных планов. Ведь беда грозит даже нашей Земле!
— Но, папа! Мы должны помочь не Барденбуку, а жителям этой планеты. Они же не виноваты ни в чем. Это злой колдун сделал их такими.
— Никакой он не колдун, Юля! Удивительно: если он сам сделал такой прибор, как Психоочиститель, то почему же он не может его отладить? Тоже мне — колдун!
— И все-таки, папочка, помоги ему отладить этот прибор. Тогда можно будет вернуть память труму, с которым я только что разговаривала. Он добрый, только ничего не помнит.
Папа вдруг заинтересовался словами Юли. Мама в таких случаях говорит, что в нем просыпается профессиональный интерес.
— Постой, Юленька! Он ничего не помнит?
— Кое-что помнит. Говорит, что ясно вспоминает себя мальчиком. А то, что было недавно, забывает совсем.
— Все верно! Так происходит при ухудшении памяти. Но это значит, что память полностью не исчезла у трумов. Раз он может связно вести разговор, значит, оперативная память у него еще действует. Сильно нарушена долговременная память и чуть меньше кратковременная.
— Неужели у людей так много разных памятей? — удивилась Юля.
— Да, видов памяти три: долговременная — это такой вид памяти, который хранит нужную информацию долго, кратковременная — это память, которая хранит информацию несколько дней и часов. Например, ты идешь в магазин за покупками и помнишь, что нужно купить. А оперативная память помогает нам, например, при чтении, когда, читая слово, ты помнишь предыдущие слова в предложении и прочтенные буквы этого слова.
— А по-моему, память похожа на чердак, куда мы сваливаем все нужное и ненужное.
— У некоторых людей память действительно похожа на чердак, где все вперемешку — и буквы алфавита, и прогноз погоды на вчерашний день, и правила игры в футбол, и как звали куклу с оторванной рукой. В такой мешанине бывает очень трудно найти то, что нужно прямо сейчас. И ты мучаешься и не можешь вспомнить, например, имя своей воспитательницы в детском саду или домашний адрес.
— У меня не так! — возразила Юля. — Я обычно быстро вспоминаю то, что мне нужно. И домашний адрес тоже.
— Хорошо, если так. Человеческую память можно сравнить с работой видеомагнитофона и видеокамеры. Ты же видела, как снимают на видеокамеру?
— Да.
— Но память — это еще более сложная камера, которая записывает, как на кассету, в клетки мозга не только изображение и звук, но еще и запах, и вкус, и кожные ощущения. Когда нам нужно посмотреть снятое видеокамерой, мы вставляем кассету в видеомагнитофон — щелк! — и по телевизору идет со звуком точное изображение заснятого. Так в идеале должна бы работать и наша память. Но чаще всего мы вспоминаем не совсем так, как видели или слышали. На нашем внутреннем экране — в мозгу появляется не точная копия «заснятого» памятью, а немножко искаженное изображение. Я расскажу тебе сказку, и ты узнаешь, что случается из-за таких вот неполадок памяти.

СКАЗКА О ВИДАХ ПАМЯТИ И КАРАСЕ, КОТОРЫЙ БЫЛ НЕВИНОВЕН

В большом пруду, окруженном ивами и камышами, жило много разных рыб — больших и маленьких. Но была у этих рыб одна особенность: они помнили о событиях по-разному. Из-за этого с ними случались всякие недоразумения.
Как-то старого Сома разбудил страшный шум.
Оказалось, что несколько обитателей пруда не могли разрешить возникшего спора и приплыли за советом к мудрому Сому.
— Что случилось? — спросил Сом, шевеля длинными усами.
Все снова закричали.
— Карась — преступник!
— Казнить его!
— Злодей!
— Наказать, чтоб другим неповадно было!
— Говорите по очереди, — предложил Сом. — Только без всяких выдумок. Как было, так и рассказывайте. Пусть начинает Окунь.
— Да тут и обсуждать нечего! — воскликнул Окунь. — Я все своими глазами видел. Проплывал я мимо, смотрю — недалеко от поверхности воды червяк извивается, а рядом Карась с Голавлем толкаются, ну прямо дерутся. И кричат что-то. Что кричали, я, правда, не запомнил. Но то, что из-за червяка дерутся, — это точно. Тут Голавль к червяку кинулся, вода замутилась, а когда прояснилось — ни червяка, ни Голавля. Я думаю, их обоих Карась слопал. Так и вижу, как он их глотает. У, злодей! Наказать его надо, наказать!
— Говори теперь ты, Щуренок, — велел Сом.
— Я, честно говоря, что видел, не очень помню. Но то, что слышал, до сих пор в голове звучит. Голавль кричит: «Мой червяк! Дай я его схвачу!», а Карась ему: «Не трогай этого червяка!» Голавль опять: «Пусти меня! Я голодный!», а Карась: «Не хватай его — пожалеешь!» Потом шум, плеск — и все. Я так понимаю, Карась Голавлю угрожал, а когда тот не послушался, Карась его и съел.
— Так, — медленно произнес Сом. — Кто еще там был?
— Я, — ответил дрожащий голосок. — Я, Подлещик. Я не так все помню. Я тихо себе плескался. На душе спокойно было, прекрасно. Вдруг рыбы засуетились. Мне сразу тревожно стало, я разволновался. Я вообще рыбка мелкая, чувствительная. Всегда переживаю за всех. А меня любой обидеть норовит…
— Ты не отвлекайся, Подлещик, — сказал Сом. — Рассказывай, как помнишь.
— Вот я и помню — тревогу почувствовал. А потом — плеск, крики. Ой! — И Подлещик залился слезами. — Я так перепугался!
— Так что же произошло? Помнишь ты или нет? — настойчиво спросил Сом.
— Я помню только, что мне было очень страшно. И обидно, что вот опять меня во всем обвинят, а на самом деле Карась во всем виноват.
— Ладно. А что скажет сам Карась в свое оправдание?
— А вот что я скажу, — ответил Карась. — Запомнили рыбы все правильно. Но по-своему. Поэтому и неверно поняли, что случилось. Дрались мы с Голавлем — правда, и то, что кричали друг другу, — тоже правда. Да только мы не червяка делили. Не пускал я его к червяку, потому что он на крючке сидел, а на берегу — человек с удочкой. Не послушал он меня, схватил червяка, и поймал его рыбак. Я спасти его хотел, а не съесть.
Мудрый Сом осуждающе посмотрел на Окуня, Щуренка и Подлещика.
— Эх, вы! Требовали наказать невиновного. А все потому, что вы память свою не развиваете. Если бы сумели запомнить и то, что видите, и то, что слышите, и то, что чувствуете, тогда, может быть, сумели бы и понять все правильно.
— А у людей тоже разные памяти бывают? — спросила Юля.
— Да. Бывает, что у одного человека лучше развита зрительная память, у другого — слуховая, у третьего — эмоциональная.
— А других у них нет, что ли?
— Есть, конечно! У каждого человека есть все виды памяти. Я говорю о том, что одна какая-то память может быть развита лучше, чем остальные. Поэтому один лучше запоминает зрительные образы, другой — звуки, третий — свои эмоциональные состояния или свои ощущения.
— А что лучше?
— Лучше развивать все виды памяти, тогда и наши воспоминания станут ярче, красочнее. Они будут насыщены звуками, чувствами. Тогда при воспоминании ты как будто снова оказываешься в пережитой ситуации и можешь вспомнить все подробности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Виды памяти. Занятие №11.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического образовательного центра,
г. Видное, Московская область

Похожие статьи:

  • Я умею запоминать! Занятие №15. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №15. Задачи Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания. Разить мнемические способности […]
  • Какая у меня память? Занятие №12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №12. Задачи Дать возможность детям изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны. […]
  • Сказка о профессоре Мышлении. Занятие №17. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №17. Задачи Познакомить детей с содержанием понятия «мышление». Развить умение анализировать, сравнивать, […]
  • Эмоциональная память. Занятие №13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №13. Задачи Познакомить детей с особенностями эмоциональной памяти. Развить мнемические способности детей. Развить […]
  • Что я знаю о памяти. Занятие №16. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №16. Задачи Мотивировать детей на тренировку своей памяти. Закрепить способы эффективного запоминания. Повторить […]
  • Учимся обобщать и находить закономерности. Занятие №20. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №20. Задачи Развивать логическое мышление. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *