Я умею запоминать! Занятие №15.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №15.

Задачи

Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания. Разить мнемические способности детей. Обобщить пройденный материал по теме «Память».

Материалы

Рабочие тетради, плакат «Правила запоминания» (см. приложение 1).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

(проводится так же, как на занятии 14).

2. Работа по теме

Задание «Зашифрованные слова»

(в основу положена методика Л.С. Выготского «Пиктограмма», а фразы для запоминания взяты из следующих источников: Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития. М., 1997; Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику? М., 1997; Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. Ульяновск, 1995).
Психолог
. Представь себе, что ты — опытный разведчик, которому нужно запомнить 10 фраз, составляющих секретный пароль. Чтобы никто не догадался о том, каков пароль, ты зашифруешь его, рисуя для каждой из 10 фраз наиболее подходящее для нее изображение. Рисунки следует помещать в специальных окошечках (см. приложение 2). В каждое окошечко — по одному рисунку, который поможет тебе лучше запомнить фразу. На каждый рисунок будет отводиться не очень много времени — 1—2 минуты, поэтому рисовать нужно быстро, не раздумывая, схематически. И еще: в окошечках нельзя писать ни слов, ни цифр. В конце урока каждый из вас будет вспоминать фразы пароля, расшифровывая свои рисунки. Все готовы? Тогда переходим к запоминанию и рисованию.

1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Тяжелая работа. 4. Строгая учительница. 5. Мальчик-трус. 6. Дружба. 7. Смелый поступок. 8. Болезнь. 9. Счастье. 10. Расставание. 11. Теплый ветер. 12. Богатство.

Вспоминать фразы пароля вы будете в конце урока.

Игра «Фотограф» или «Испорченный телефон» (описание см. в занятии 14)

Задание «Волшебные картинки»

Психолог. На предыдущем занятии мы учились с вами запоминать не связанные по смыслу слова с помощью «волшебных картинок». Проверим, сумеете ли вы запомнить информацию, если будете действовать втроем, в команде. Распределитесь на тройки.
Итак, я буду сейчас зачитывать слова, а вы их вместе с членами своей тройки — запоминать, представляя разные подходящие картинки, связывая их в единый «фильм». Потом посмотрим, какая из команд справилась с заданием лучше всех и у какой из команд получился самый интересный «фильм».
Слова для запоминания: соседка, беседа, продукты, суббота, экскурсия, художник, деревня, облака, желание, шоколадка.
Психолог читает эти слова не очень быстро: участники должны успеть посовещаться.
Готово? А теперь каждая команда на листочке напишет те слова, которые предлагались для запоминания.
Психолог собирает листочки.
Расскажите по очереди, какие «волшебные картинки» помогли вам запомнить слова.
Пока участники команд представляют свои «фильмы», психолог подсчитывает для каждой команды количество правильно воспроизведенных слов и определяет лучшую команду.
Как вы думаете, у какой из команд получился самый интересный и необычный «фильм»?
Психолог называет лучшую команду, полагаясь на мнения детей, которые отдают свои голоса той или иной команде.
Хотите узнать, какая из команд была самой успешной в запоминании слов?
Психолог называет команду, показавшую лучшие результаты в запоминании. Таким образом, отмеченными окажутся и те, кто проявил максимум фантазии, и те, кто хорошо все запомнил.

Беседа по теме «Правила запоминания»

Психолог. Вот уже несколько уроков мы учимся с вами запоминать. Чтобы это получалось, необходимо следовать некоторым правилам. Что же это за правила?
Психолог, используя плакат «Правила запоминания», знакомит детей на конкретных примерах со способами эффективного запоминания.

Рефлексия задания «Зашифрованные слова»

Психолог. Пришло время расшифровать рисунки. Запишите под «окошечками» зашифрованные слова, учитывая, что в некоторых случаях было зашифровано не одно, а два слова. А теперь оцените, как, по-вашему мнению, вы справились с расшифровкой. Пусть каждый напишет немного ниже фразу «самооценка задания». Теперь поставь кружочек, если ты думаешь, что справился с заданием отлично; квадратик — если считаешь, что справился хорошо; треугольник — если справился удовлетворительно и «—» — если не справился. Немного ниже пусть каждый напишет фразу «оценка учителя». Сейчас вы узнаете, какую оценку я вам поставлю. Но сначала отметьте «+» те фразы пароля, которые вы вспомнили абсолютно правильно. Я читаю фразы, а вы их отмечаете.
Психолог зачитывает фразы из задания «Зашифрованные слова».
Теперь посчитайте общее количество «+». Если их у тебя 10, 11 или 12, то ты получаешь в качестве оценки кружочек. Если их у тебя 8 или 9, то получаешь квадратик. Если у тебя набралось 6 или 7, то ты получаешь треугольник. Тот, кто набрал меньше 6 плюсов, получает «—».
А теперь сравните самооценку и оценку учителя и скажите, что у вас получилось. Поднимите руку те, у кого они совпадают. Это значит, что ваша самооценка адекватна, то есть соответствует вашим реальным успехам. Поднимите руку те, у кого самооценка меньше оценки учителя. Как вы думаете, что это означает? Правильно, ваша самооценка ниже реальных успехов. И наконец, поднимите руку те, у кого самооценка выше оценки учителя. И вы уже знаете, что это означает: ваша самооценка превышает ваши реальные успехи.
Психолог обязан эту рефлексивную процедуру провести максимально корректно, не обижая и не травмируя детей.

3. Подведение итогов

Психолог. Представьте первоклассника, который только недавно пришел в школу. Ему нужно много узнать и запомнить. Какие бы вы ему дали советы — как лучше запоминать, как улучшить свою память?
Какие из заданий и игр по теме «Память» больше всего вам понравились?
Какое из заданий было самым трудным и почему?

4. Домашнее задание

Используйте правила запоминания при подготовке уроков и в повседневной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

Я умею запоминать! Занятие №15.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ЗАДАНИЕ «ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА»

Я умею запоминать! Занятие №15.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская обл.

Похожие статьи:

  • Виды памяти. Занятие №11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №11. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]
  • Какая у меня память? Занятие №12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №12. Задачи Дать возможность детям изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны. […]
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса. Часть №3. Психологическое сопровождение образовательного процесса. Часть №2. И. СЕДОВА, главный специалист Комитета по образованию, психолог высшей категории, г. Ноябрьск, Тюменская обл., […]
  • Сказка о профессоре Мышлении. Занятие №17. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №17. Задачи Познакомить детей с содержанием понятия «мышление». Развить умение анализировать, сравнивать, […]
  • Загадка психоочестителя №2. Занятие №9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №9. Задачи Закрепить усвоенный на предыдущем занятии материал. Развивать у детей рефлексивные способности. […]
  • Загадка психоочистителя. Занятие №8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №8. Задачи Развивать у детей навыки коллективной работы. Помочь осознать значимость для человека внимания, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *