Загадка психоочестителя №2. Занятие №9.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №9.

Задачи

Закрепить усвоенный на предыдущем занятии материал. Развивать у детей рефлексивные способности. Содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения, восприятия, памяти и мышления.

Материалы

Рабочие тетради, карточки с названиями народов планеты Хухромухр (трики, трумы, мули, шлямы, бумы).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Рефлексивное задание «Угадай, кто тебе подарил бы подарок» (ауто-социометрическая процедура)

Психолог. Для того чтобы выполнить это задание, вам потребуется вся ваша проницательность. Помните, на одном из прошлых занятий каждый из вас записывал в рабочей тетради под рубрикой «Мои выборы» фамилии тех трех одноклассников, кому бы он хотел подарить подарки.
Сегодня же задание такое: в рубрике «Мне хотят подарить» напиши, сколько, по твоему мнению, одноклассников захотят тебе подарить подарок. Сначала укажи только количество этих одноклассников, а потом напиши их фамилии. В рубрике «Мне не хотят подарить» напиши, сколько одноклассников не захотят подарить тебе подарок. Сначала также укажи только количество этих одноклассников, а потом напиши их фамилии.
На следующем занятии, ребята, вы узнаете, насколько вы были проницательными.

2. Работа по теме

Проверка домашнего задания

Психолог распределяет детей на 4—5 команд. В одной команде оказываются дети, подготовившие рассказ об одном и том же народе планеты Хухромухр. Психолог каждой команде раздает карточки с названием народа.
Психолог. Каждая команда через 5—7 минут представит нам тот или иной народ — расскажет о том, как выглядели представители этого народа, чем они занимались и чего лишились после Психоочистителя. Потом мы учтем мнение каждого и определим, чье же представление было лучшим.
После выступления всех команд психолог организует опрос детей для выяснения команды-победительницы.

Задание-визуализация «Я на планете Хухромухр»

Психолог. Если вы будете точно выполнять все мои указания, то мы с помощью воображения перенесемся туда, где сейчас находятся герои книги — Юля, ее папа-психолог, Гаф Гафыч и Бум-Дирбом.
Сядьте поудобнее. Закройте свои глазки. Прислушайтесь к своему дыханию. Ваше дыхание становится все более ровным, размеренным, спокойным. Каждый из вас способен представить любые события и ситуации, происходящие на далекой и загадочной планете Хухромухр.
На этой планете, как вы знаете, власть обманом захватил жестокий и коварный Барденбук. Вы в состоянии разглядеть, как выглядит этот Повелитель, а также его несчастные подданные — жители планеты Хухромухр. Несчастные, потому что Барденбук обработал их Психоочистителем: он лишил их важных психологических особенностей.

Так, трики потеряли эмоции и переживания. Они не могут ни горевать, ни радоваться, ни любить, ни ненавидеть, ни удивляться, ни обижаться. Они стали, как равнодушные ко всему роботы.
А трумы, пройдя Психоочититель, утратили память: они сразу забывают то, что совсем недавно увидели, услышали, выучили.
Теперь перед вашим взором возникли беспомощные существа, некоторые из них не понимают, какой формы окружающие их предметы, какого они цвета и размера, а другие — не способны слышать, ощущать вкус, запах, прикосновения. Это мули, которых Психоочиститель лишил ощущений.
А вот еще странные создания, которые потеряли способность мыслить: самая легкая задача для них неразрешима. Эти жители, не способные думать, — шлямы. Они потеряли мышление.
Бумов — горных жителей — тоже ожидает Психоочиститель.
Каждый из вас понимает, как несчастны народы Хухромухра, и хочет им как-то помочь. Подумайте, как можно спасти Юлю и ее спутников, какую реальную помощь вы в состоянии оказать жителям Хухромухра…
После этого вы можете открыть свои глазки и вновь оказаться в привычной обстановке класса.
Далее проходит обсуждение задания-визуализации. Психолог задает следующие вопросы.
Какие чувства вызвали у вас несчастья, обрушившиеся на жителей планеты Хухромухр? (Возможные ответы: сочувствие, жалость, удивление, недоумение, возмущение.)
Какой из народов вообще не способен теперь переживать какие-либо чувства? (Ответ: трики.)
Какой народ вам особенно жалко?
Какая из названных психологических особенностей — эмоции, ощущения, память, способность мыслить, воображение — является для каждого из вас самой важной, самой ценной, такой, что вы ни за что не хотели бы ее лишиться?

3. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение).
Психолог. Сейчас мы с вами узнаем, какие события происходили с Юлей и ее спутниками дальше. Пока я читаю продолжение истории, вы в рабочей тетради должны выполнить задание «Чего бы я лишился?»
Пусть каждый из вас с помощью рисунка зашифрует то, что для него является самым важным, самым ценным — эмоции, ощущения, память, мышление или воображение. Я же попробую угадать, что это.

Психолог просматривает рисунки детей и каждому задает вопрос о том, что там зашифровано.
Психолог. На минуточку представьте себя жителями планеты Хухромухр. Вас ожидает Психоочиститель, но у вас есть право выбора — можно лишиться только чего-то одного: эмоций, ощущений, памяти, способности мыслить, воображения. Нарисуйте в рабочей тетради то, чего вы согласны лишиться, если попадете в Психоочиститель.

4. Домашнее задание

Задание «Запомни слова»

Рекомендуем другие статьи:

Психолог. Как вы думаете, что произойдет с человеком, который, как и трумы, совсем лишился памяти? Сможет ли он запомнить с первого раза 10 слов? А сейчас проверим, сможете ли это сделать вы. Итак, задание следующее: я читаю медленно слова, которые вы внимательно слушаете и запоминаете. Необходимо запомнить как можно больше слов. Записывать их, пока я читаю, нельзя.
Слова: автобус, озеро, банка, пальто, портрет, телефон, корабль, буква, птица, лимон.
Теперь в рабочей тетради запишите те слова, которые запомнили. Проверим, сколько вам удалось запомнить слов. Я зачитываю слова, а вы подчеркиваете те из них, которые у вас есть: автобус, озеро, банка, пальто, портрет, телефон, корабль, буква, птица, лимон.
Подсчитайте, сколько у вас получилось подчеркнутых слов. Кому удалось с первого раза запомнить 9 или 10 слов — тот обладает отличной памятью. Остальным не стоит огорчаться, потому что свою память можно тренировать.
Вот этим мы и займемся на следующем занятии. Для этого вам необходимо уже сегодня запомнить эти 10 слов надолго и так хорошо, чтобы вы смогли их вспомнить даже через неделю. Слушайте и запоминайте: автобус, озеро, банка, пальто, портрет, телефон, корабль, буква, птица, лимон.

ПРИЛОЖЕНИЕ

НА ДОПРОСЕ У ВСЕЛЕНСКОГО МАГА

— Да, друзья мои, положение у нас очень серьезное, — сказал папа, когда рассказ Бум-Дирбома был закончен. — Если мы ничего не придумаем, то, боюсь, очень скоро мы можем потерять какие-то свои психические свойства. Но, пока ум в нашем распоряжении, давайте подумаем, как быть.
— А я уже придумала, — вдруг сообщила Юля. — Здесь, на Хухромухре, ведь нет разумных собак? — спросила она через щель у Бум-Дирбома.
— Нет. А разве они бывают?
— Еще как бывают! — рассмеялась Юля. — Жаль, что вы не видите через стену нашего друга Гаф Гафыча.
Папа с интересом посмотрел на дочь.
— Что ты там придумала? Ну-ка давай выкладывай.
— Все очень просто! Даже сам Барденбук принял ученого и космолетчика Гаф Гафыча Псового за обычную дрессированную собаку. Так?
— Это подчеркивает его глупость. Хотя и задевает мое достоинство, — заметил разумный пес.
— Именно это нам поможет. Ведь никто не станет обращать внимания на смирную собаку. Гаф Гафычу надо потихоньку убежать, когда нас поведут к Барденбуку. А на свободе ему легче будет помочь нам.
— Браво, Юленок! — ласково сказал папа и посмотрел на дочь. — Вот только…
Он не успел договорить. Заскрипел замок. Пленники отпрянули от стены, чтобы не привлечь внимания стражников к проделанному отверстию. Дверь распахнулась, и в камеру вошли несколько триков.
— Следуйте за нами! Повелитель ждет вас! — прозвучал бесстрастный голос.
Их снова долго вели по длинным коридорам, потом посадили в просторную кабину лифта, который быстро взмыл вверх. Когда двери лифта раздвинулись, пленники оказались в роскошно обставленном тронном зале, где восседал на огромном троне, как черный ворон на высокой скале, Вселенский Маг и Чародей Барденбук. Увидев его, Гаф Гафыч зарычал. Юля, успокаивая его, положила руку ему на голову.
— Приветствую вас, дорогие гости! — ехидным голосом произнес Волшебник и хихикнул. — Как вам спалось?
— Мы не смогли и глаз сомкнуть, — спокойно ответил папа. — Мы считали, что достойны лучшего приема.
— Кто ты такой, чтобы так разговаривать с Величайшим из Космических Волшебников?! — взвизгнул Барденбук и даже застучал ногами.
— Я? Я человек, ученый. А разговариваю, по-видимому, не с Волшебником, а с шарлатаном, захватившим власть, — по-прежнему спокойно проговорил папа.
В горле Барденбука даже что-то заклокотало от ярости. «Интересно, что такое шарлатан? — подумала Юля. — Наверное, что-то очень обидное. Не зря же он так разозлился».
Но Барденбук сумел справиться со своей злобой и даже улыбнулся. Зато сколько яда было в этой улыбке!
— Как ты глуп, землянин! Я принес счастье этой планете. С помощью волшебного Психоочистителя я избавил жителей всех стран Хухромухра от тех особенностей их психики, которые мешали им. Теперь триков не волнуют никакие проблемы и заботы, потому что у них нет чувств. Трумы слишком часто вспоминали прошлое, историю, мифы своего народа. Я избавил их от памяти. Шлямы теперь не ломают головы над созданием сложных машин, потому что у них исчезло мышление. Мули терзались муками творчества, пытаясь в своих произведениях искусства отразить свое восприятие мира. Я очистил их психику от ощущений и восприятий.
— И теперь никто из людей этой планеты не является полностью человеком, — с горечью сказал папа.
Барденбук вскочил с трона.
— Я! — закричал он. — Я здесь единственный человек! Сверхчеловек! И больше никто мне не нужен. Я захвачу всю Галактику! Я захвачу твою Землю и превращу ее жителей в рабов! И ты будешь первым из них! Завтра… нет, сегодня же я очищу твою психику от мыслей, чувств и памяти. Увести их в Психоочиститель! — скомандовал он трикам.
Папа побледнел и сжал кулаки.
Юля задрожала от страха, и слезы помимо ее желания побежали по щекам. Гаф Гафыч оскалил зубы и ощетинился.
Стража сомкнулась вокруг них.
— Постойте! — вдруг приказал Барденбук, как будто вспомнив что-то. — Ты сказал, что ты ученый. Какой ученый?
Папа обернулся. Глаза его гневно сверкнули.
— Я психолог. К чему тебе знать это?
— Психолог? — удивленно переспросил Повелитель Хухромухра. — А имел ли ты когда-нибудь дело с приборами, воздействующими на психику?
— Я принимал участие в создании искусственной психики.
— На Хухромухре не осталось ни одного психолога, ни одного инженера в здравом уме, — сказал Барденбук уже спокойнее. — А без них я не могу отрегулировать Психоочиститель для восстановления психических функций. Мне нужны конструкторы, техники, чтобы создать новые звездолеты для захвата других миров, а все лишены мышления… Ты мне необходим, психолог! Тебе пока рано идти в Психоочиститель. Отвести их обратно в камеру!
— Извините, пожалуйста, — сказала Юля. — Можно вас спросить?
— Что такое? — насторожился Барденбук.
— Можно мне погулять с собакой во дворе хотя бы полчаса?
— Гм… Ладно, под охраной. А психолога никуда не выпускать! Через полчаса девчонку доставить в камеру, — распорядился Маг.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область

Похожие статьи:

  • Формы работы над словарными словами УМК «Школа 2100». II класс Е.И. КЕКОШ, учитель начальных классов, школа № 9, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ При работе над словарными словами всегда используется Толковый […]
  • Мои впечатления о лете. Занятие №1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №1. Задачи Научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных […]
  • Загадка психоочистителя. Занятие №8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №8. Задачи Развивать у детей навыки коллективной работы. Помочь осознать значимость для человека внимания, […]
  • Какая у меня память? Занятие №12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №12. Задачи Дать возможность детям изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны. […]
  • Что я знаю о памяти. Занятие №16. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №16. Задачи Мотивировать детей на тренировку своей памяти. Закрепить способы эффективного запоминания. Повторить […]
  • Учимся обобщать и находить закономерности. Занятие №20. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №20. Задачи Развивать логическое мышление. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *