Загадка психоочистителя. Занятие №8.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №8.

Задачи

Развивать у детей навыки коллективной работы. Помочь осознать значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций.

Материалы

Рабочие тетради, карточки с названиями народов планеты Хухромухр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

Психолог делит детей на три-четыре команды.

Психолог. В каждой команде находятся представители одного из народов планеты Хухромухр. У каждого народа есть свой ритуал приветствия. Вам дается пять минут, для того чтобы придумать этот ритуал.

Игра «Заблудившийся рассказчик»

Психолог. Давайте образуем общий круг комфортного общения. Как же дальше, по вашему мнению, разворачивались события в истории про Юлю? Какие приключения могли произойти с нашими героями? Давайте попробуем вместе сочинить продолжение истории. Для этого каждый из вас по очереди говорит две-три фразы. Нужно учитывать то, что сказано предыдущими учениками. Начинаю я.
Итак, Юля, папа и Гаф Гафыч решили любым путем совершить побег из тюрьмы, но сначала они хотели узнать от Бум-Дирбома, что же произошло с жителями планеты Хухромухр. Продолжает рассказ… (называется имя ребенка).
Игра прекращается, когда рассказ совершит круг.

2. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение).

Задание «Народы Хухромухра»

Психолог. А теперь мы узнаем, какие события в действительности происходили с Юлей и ее спутниками. Пока я читаю продолжение истории, вы в рабочей тетради выполняете письменное задание «Народы Хухромухра». Вы должны нарисовать, как они выглядели. Попробуйте также написать, чем эти народы занимались и что они потеряли из-за волшебника Барденбука.
Психолог читает отрывок из книги, делая паузы, для того чтобы дети успевали рисовать и писать.

3. Работа по теме

Беседа-опрос по книге

Психолог задает следующие вопросы.

Какие народы населяли планету Хухромухр?
Кто такие трики и чем они отличались от других народов?
Кто такие трумы, как они выглядели и чем занимались на планете?
Расскажите о мулях, как они выглядели и чем занимались?
Кто такие шлямы и чем они отличались от других народов?
Охарактеризуйте внешний облик и занятия бумов.
Что задумал Барденбук сделать с жителями планеты и что ему удалось осуществить?
Что такое Психоочиститель?
Чего лишились разные народы Хухромухра после обработки их Психоочистителем?

Психолог записывает на доске правильные ответы детей по следующей схеме.

Игра «После Психоочистителя»

Психолог. Представьте, что вы являетесь жителями планеты Хухромухр. Барденбук обработал вас Психоочистителем, и вы потеряли некоторые психологические способности: эмоции (как трики), память (как трумы), ощущения (как мули), способность мыслить (как шлямы). Кто сможет показать, как ведет себя человек, лишившийся эмоций? Человек, у которого больше нет памяти? Человек, лишившийся ощущений? Человек, оставшийся без мышления?
Психолог вызывает желающих. Каждый из игроков получает карточку с названием народа. Он должен вести себя и отвечать так, как это сделал бы представитель этого народа.
Дети демонстрируют соответствующее поведение.

Психолог. Угадайте, кто здесь трик, кто — трум, кто — шлям, а кто — представитель мулей?
В ходе инсценировки игроки с подачи психолога отвечают на вопросы и выполняют простейшие задания-испытания. Ученики показывают, что они не в состоянии делать после Психоочистителя, — переживать, вспоминать, ощущать, мыслить. Для этого психологу необходимо подготовить соответствующие вопросы и задания.
Например, для того чтобы проверить, есть ли у этого ученика эмоции, можно задать такой вопрос: «Покажи, что ты чувствуешь, когда тебе дарят желанный подарок или когда тебя ругают».
Ощущения: «Скажи, что ты ощущаешь?» (Ребенок угадывает предмет, находящийся в непрозрачном «волшебном мешочке».)
Память: «Вспомни, что ты делал вчера вечером».
Мышление: «А» и «Б» сидели на трубе, «А» упало, «Б» пропало, что осталось на трубе?»

4. Домашнее задание

Составить рассказ об одном из народов планеты Хухромухр.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИСТОРИЯ ПЛАНЕТЫ ХУХРОМУХР

Юля, ее папа и Гаф Гафыч приникли дружно головами к отверстию в стене, чтобы лучше слышать своего нового знакомого и соседа. Бум-Дирбом говорил не торопясь, нараспев.
— Наша планета всегда славилась среди других миров своим миролюбием и добропорядочностью. Никогда ни с кем мы не воевали, и все народы планеты дружили между собой, несмотря на большие различия между ними. Таких народов всего пять:

трики — это высокие, очень сильные, храбрые и благородные люди, достигшие больших успехов в звездоплавании;
трумы — темнокожий народ земледельцев и охотников, среднего роста, крепких и коренастых;
мули — народ, прославившийся своим искусством, литературой, философией, они невысокого роста, изящные, тонкие;
шлямы — светлокожие силачи, построившие заводы и фабрики, создавшие удивительную технику; и, наконец,
мой народ бум — маленькие люди, живущие высоко в горах, в глубоких пещерах. Мы добываем драгоценные камни, руду, золото. Мы самый малочисленный народ на планете.

До недавней поры мы не знали бед и несчастий. Наши народы торговали друг с другом, делились своими достижениями и не знали, что такое зло, предательство и войны. Но это легкомыслие дорого нам стоило. Откуда появился Барденбук? Этого уже никто не помнит. Но мы подозреваем, что он не с нашей планеты. Да падет наказание на голову величайшего колдуна и злодея, превратившего цветущую планету в очаг злобы и насилия и лишившего людей их человеческих черт!
— Вы имеете в виду, что Барденбук сумел каким-то образом воздействовать на психику всех жителей Хухромухра и лишил их чувств и эмоций? — спросил папа и добавил: — Впрочем, видимо, не все жители стали его жертвами — ведь мы слышим вас!
— О, мой инопланетный друг! — с тоской воскликнул Бум-Дирбом. — Это не так. Все обстоит значительно хуже. Но выслушайте до конца мою историю — историю несчастной планеты Хухромухр.
Впервые узнали о Барденбуке в стране мулей. Он пришел к правителям этой страны и сказал, что, будучи ученым, психологом, создал удивительный прибор — Психоочиститель, который способен за несколько секунд улучшать все психические процессы, очищать психику от всех вредных влияний и полностью устранять злые побуждения и мысли. Он пообещал правителям, что его прибор сможет изменить людей, сделать их мудрейшими, благороднейшими, счастливейшими. И мули поверили обманщику.
Правители прошли за ним в комнату, где стоял Психоочиститель, и Барденбук включил его. Все тут же упали на пол без чувств. А Барденбук захватил с помощью своего прибора станцию телевидения, и вечером, когда все мули включают свои телевизоры, он подключил к передатчику свой Психоочиститель. Через несколько часов почти все мули во всей стране стали как бесчувственные тряпичные куклы. Это было первое испытание страшного прибора Барденбука. Действие его было ужасным: люди лишались ощущений и восприятий и сразу же погружались в глубочайший сон, вырвать из которого их было невозможно.
Но Барденбук хотел не этого. И он продолжил свои страшные эксперименты. Он пробрался в страну триков и опять с помощью обмана воздействовал на жителей своим Психоочистителем. На этот раз он лишил их чувств и эмоций. С этого момента сильные, храбрые, благородные трики стали послушными слугами злодея, которому нужно было одно — власть! Опираясь на силы многочисленных триков, Барденбук захватил страну шлямов и лишил жителей мышления, а в стране трумов все от мала до велика потеряли память. Барденбук обещал создать нового счастливого человека, а на самом деле превратил людей в животных, умеющих подчиняться только его власти. Только страну бумов не сумел подчинить Барденбук, так как бумы быстро узнали о происходящем и успели спрятаться высоко в горах. Но нас мало, и мы не можем воевать с триками, которые ловят нас и насильно обрабатывают Психоочистителем. Вот, наверное, и я завтра превращусь в послушного раба колдуна Барденбука.
Таков был грустный рассказ Бум-Дирбома, маленького жителя планеты Хухромухр.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область

Похожие статьи:

  • Учимся обобщать и находить закономерности. Занятие №20. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №20. Задачи Развивать логическое мышление. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]
  • Что я знаю о памяти. Занятие №16. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №16. Задачи Мотивировать детей на тренировку своей памяти. Закрепить способы эффективного запоминания. Повторить […]
  • Мои впечатления о лете. Занятие №1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №1. Задачи Научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных […]
  • Загадка психоочестителя №2. Занятие №9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №9. Задачи Закрепить усвоенный на предыдущем занятии материал. Развивать у детей рефлексивные способности. […]
  • Какая у меня память? Занятие №12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №12. Задачи Дать возможность детям изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны. […]
  • Виды памяти. Занятие №11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №11. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *