Чтение исторических сочинений, про­изведений древнерусской словесности

Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения.

С.Г. МАКЕЕВА,
г Ярославль

Ознакомление учащихся с древними веро­ваниями, составившими основание эпоса сла­вян, на основе чтения отрывков из историче­ских сочинений (Н.М. Карамзина, С.М. Соло­вьева) и произведений древнерусской книж­ности способно оказать глубокое впечатление на детей в силу «живописного способа выра­жения» (А.С. Пушкин) : «Жил такой сеятель добрых мыслей, которые через книги дошли до нас. Его звали Ярослав Мудрый» (из отве­тов детей после ознакомления с фрагментом «Повести временных лет»).

Предлагаемые виды работы по ознаком­лению младших школьников с книжностью Древней Руси включают в себя:

  1. чтение фрагментов произведений древнерусской словесности в сопоставлении с историче­скими сочинениями;
  2. слушание текстов в чтении учителя на древнерусском языке с комментированием;
  3. художественно-язы­ковой анализ произведений древнерусской литературы;
  4. самостоятельное выбороч­ное чтение детьми произведений древне­русской книжности с пересказом, заучива­нием наизусть.

Основанием для отбора учебного матери­ала выступает возможность раскрытия в произведениях древнерусской словесности «этикета поведения и этикета словесного» (Д.С. Лихачев). Так, для младшего школьни­ка особое значение приобретают произведе­ния «учительного» характера («наставле­ния», «беседы»), характеризующиеся уси­ленным дидактизмом: «Муж мудрый, если и беден, то премудростью владеет вместо бо­гатства; богатство праведников — мир бога ко всем людям; великое богатство — хоро­ший разум» («Наставление отца к сыну»).

Чтение агиографических произведений дает образцы праведной жизни, нравствен­ного облика: «тихъ, увьтливъ, кротокъ, съмьренъ» (из «Повести о житии великого князя Александра»).

Чтение летописных военных повестей питает детей патриотическим чувством, в котором «вера» соединяется с «отечест­вом»: «Хощу яко же словомъ такоже и д лом напереди вс х и пред вс ми главу свою поло- жити за свою братию и за вся христианы» (Дмитрий Донской).

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *