Чтение поэтических произведений с духовной тематикой

Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения.

С.Г. МАКЕЕВА,
г Ярославль

Хотя определенные шаги по привлече­нию таких произведений делаются, пробле­ма восприятия их идейно-художественной стороны, по существу, обходится. Между тем, как мы неоднократно убеждались, включение стихов духовно-философского содержания в школьные хрестоматии вызы­вают их неприятие младшими школьниками потому, что «непонятно». Например, пред­ложенные нами вопросы на проверку вос­приятия стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» уже после того, как оно было «пройдено», вызывали такие ответы детей: «Это стихотворение о зиме», «Оно скучное». Проверка восприятия учащимися последних строчек стихотворения, заклю­чающих в себе идею русского крестоноше- ния как способности к самопожертвованию («Удрученный ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь небес­ный исходил, благословляя»), выявила от­сутствие какого-либо их понимания детьми.

Не отрицая самой возможности исполь­зования в начальном курсе чтения подобной лирики, в качестве основного условия обес­печения этой возможности мы определяем такое, как «встраивание» этих произведений в систему духовно-нравственного чтения в следующей логике: библейская нравствен­ная идея (заповедь) — ее художественно-об­разная конкретизация. Например, молитвен­ное выражение «Хлеб насущный даждь нам днесь» может быть осмыслено учащимися в связи с нравственным образом народа по- разному: в произведениях А. Кольцова — как восхищение трудом крестьянина-хри­стианина («зернышку сготовим колыбель святую», «с тихою молитвой я вспашу, по­сею»), в произведениях Н.А. Некрасова, А.Н. Майкова — как тяга русского человека к духовной пище («духовного дай хлеба»).

Освоение младшими школьниками «лексического собора» духовности

Углубленный лексико-семантический анализ текстов в сочетании с их логико-по­нятийным анализом способствует раскры­тию традиционных смыслов нравственных понятий, без чего чтение произведений ду­ховно-нравственного содержания не может быть продуктивным.

Истолкование «лексического собора ду­ховности» включает в себя:

  1. выявление этимонов (первозначений) слова: «раб божий» от «робя» (ребенок), «блажен» от «добр», «прост» от «прям», «ясен»;
  2. использование «симфоний», «сводов» духовно-нравственных понятий, содержа­щихся в творениях святых отцов, для срав­нения семантических оттенков значения слова в светском и духовном смыслах: «До­бродетель есть всякое слово, дело и помыш­ление» (Тихон Задонский);
  3. раскрытие содержания понятий через их образную конкретизацию: «окаянный» (Каин), «хам» (Хам), «иуда» (Иуда);
  4. истолкование понятий детьми в кон­тексте заповедей:

«Примирись с братом твоим» (Мф., гл. 5, ст. 24);

«Я понимаю эту заповедь так: брата надо ува­жать; если он старше, то слушаться его и не ссо­риться с ним, а если не согласна с чем-нибудь, то потерпеть. Но когда он приходит домой, мы всегда ссоримся. Он начинает меня обзывать, я его тоже. Я даже не хочу, чтоб он приходил домой, чтоб не ссориться» (третьеклассница Марина Б.).

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *