Чтение произведений народной сло­весности, литературных произведений с религиозно-нравственными мотивами

Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения.

С.Г. МАКЕЕВА,
г Ярославль

1. Работа с пословицами.

Религиозно-нравственный пласт народ­ной афористики был широко представлен в учебных хрестоматиях прошлого: к приме­ру, в книге для начального чтения А. Бара­нова «Наше родное» (1915) он охватывал половину от общего числа пословиц и пого­ворок. Не считая нужным нарушать эту тра­дицию, мы принимаем во внимание перени­мающуюся детьми (по нашим данным — 90-95% учащихся) пересыпанность русской речи подобными афористическими выраже­ниями («слава богу», «ради бога») и вместе с тем их расхожее, не всегда корректное употребление: «Бог не дурак — любит и пя­так». Последнему должно быть противопо­ставлено знакомство младших школьников с кругом пословиц и поговорок, раскрываю­щих этические нормы жизни народа: «Бог правду любит», «Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит», «Кто добро творит, того Бог благословит».

Рекомендуем другие статьи:

2. Анализ былин.

Христианизация Руси получает в были­нах свое выражение в характеристиках бо­гатырей: «святорусские», «радельники на­рода православного». Архаическому культу силы, на котором вырос феномен богатыр­ства, начинает сопутствовать идея божьей помощи, а в поведении богатырей начинают появляться стереотипы православного куль­та: «крест кладёт по-писаному». Однако выявление впечатлений младших школьни­ков от прочитанного обнаруживает подмену в их сознании былинных образов сказочны­ми: «Добрыня Никитич победил чудо-юдо… Или Кощея… Нет, это Иван-царевич побе­дил Кощея…». При этом национальный иде­ал мужественности нередко получает лож­ное осмысление под влиянием от фильмов- боевиков: «Илья Муромец беспощадный, сметает всё на своем пути».

Предупреждению подобных оценок служит:

  1. чтение былин в сопровождении его культурно-историческим комментарием (христианизация Руси, установление ее го­сударственности потребовали защиты от «поганых» — язычников и поставили рядом понятия: «вера» — «Отечество», «Русь» — «святая», «народ» — «православный»);
  2. раскрытие религиозной символики (источником силы богатырей выступает христианское чудо: Илье Муромцу придает богатырскую силу напиток, поданный ему «каликами перехожими», паломниками по святым местам, а победу Добрыне Никити­чу со Змеем приносит «колпак земли Грече­ской», символизирующий силу новой веры);
  3. нравственная характеристика образов персонажей: русский богатырь предстает не только как «храбр и наряден муж», но и как образец служения обществу («Будь защит­ником, будь радельником для вдов, для си­рот, малых детушек, для всего народа пра­вославного!»).

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *