Дорога к счастью: М. Метерлинк «Синяя птица»

Занятие-путешествие. IV класс.

Л.А. РАТУШНЯК, учитель начальных классов, школа № 9, г. Нижнеудинск, Иркутская область

Цели: обогатить духовный мир; заполнить его образами и впечатлениями о книге Мориса Метерлинка «Синяя птица»; учить отличать истинное от поверхностного, искреннее от лживого, добро и зло; воспитывать любовь и уважение к близким; учить видеть счастье вокруг себя, задумываться над целью в жизни, о самом себе, о своем отношении к людям, к действительности; развивать умения слушать и быть услышанным.

Оборудование: портрет М. Метерлинка; выставка рисунков и сочинений учащихся на тему «Какая она, душа?»; пьеса «Колыбельная» Н.А. Римского-Корсакова; художественный фильм-сказка по пьесе М. Метерлинка; карточки со словосочетаниями; красные и синие сердечки из бумаги.

Форма урока — урок-путешествие. Все выступления учащихся готовятся заранее.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Учитель. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы окунемся в мир путешествий. Путешествовать будем вместе с книгой Мориса Метерлинка «Синяя птица». Но сначала давайте послушаем, кто же

такой Морис Метерлинк.

Ученик. Морис Метерлинк — бельгийский писатель-драматург, родился в 1862 г. в Генте в семье юриста. Морис тоже выучился на юриста, но полностью посвятил себя литературе. Написал много пьес-сказок. Но одна из самых популярных — феерия «Синяя птица», которая была написана в 1905 г. В своих произведениях автор исследует тайны души человека, осуждает зло и насилие, войны, но он пишет и о любви, о красоте. Его книги полюбились многим. За свой литературный труд Морис Метерлинк в 1911 г. получил высшую мировую награду в области литературы — Нобелевскую премию. В 1932 г. король Бельгии пожаловал драматургу титул графа. Морис Метерлинк умер в 1949 г.

Мы — дети всей планеты — благодарны ему, что он подружил нас с замечательными героями Тильтилем и Митиль, искателями птицы счастья.

Учитель. Взгляните на экран. Посмотрим фрагмент из художественного фильма-сказки «Синяя птица» по пьесе М. Метерлинка.

Скажите, что за птицу стремятся найти дети? (Птицу счастья, смысл жизни.) Автор написал феерию. Что означает слово феерия? (Театральное представление с фантастическими сказочными сценами.)

Как вы думаете, почему он написал феерию? (Искал ответы на вопросы о смысле жизни, истине, красоте, добре.)

Скажите, как Фея помогает вернуть детям их угасшее зрение, чтобы они могли увидеть суть вещей? (Дает волшебный алмаз, дети видят души всего, что есть на земле.)

Вы очень много работали над этим произведением и подготовили выставку своих рисунков. Давайте посмотрим, как вы представляете разные Души (Огня, Света и т.д.).

Ученики. Я представляю Душу Огня в виде жгучего, горячего, темпераментного молодого человека, имеющего огненные глаза, горящие волосы, похожего на беса. Он умеет зажигать любую вещь. Ему повезло с родителями, они у него знаменитые, он сын Вулкана и Лавы. Одет Огонь в ярко-красные штаны и желтый балахон. Огонь очень опасен для человека. Он сильный, похож на ядро Земли. Мне он понравился своей дерзостью и решительностью.

Душа Воды похожа на прекрасную девушку с голубыми глазами, волосы стекают водопадом, а сама она как божество! Если она захочет, то может растечься в море, в океан. А вот с судьбой ей не повезло. Она дочь Неба и Земли, родилась между Небом и Землей. Отныне живет она не там и не там, из-за чего постоянно плачет. Ее слезы — это море, а волосы — вода из самого самого чистого родника. Душа Воды одета в прозрачное платье, прозрачные туфельки и прозрачные перчатки. Она очень слабая, но смелая, всегда противостоит Огню. Мне она очень понравилась.

Дорога к счастью: М. Метерлинк «Синяя птица»

Учитель. Во время нашего путешествия предлагаю вам построить «дорогу к счастью» — это и будет тема нашего путешествия. В конце мы сделаем вывод, чему нас учит великое произведение М. Метерлинка и что же такое счастье.

III. Работа над темой урока.

Учитель. Взгляните на доску. Выберите, с чего начали свое путешествие герои пьесы, а вместе с ними и мы.

(На доске: «Будущее рядом с нами», «Всегда вспоминай прошлое», «Люби природу, и она ответит тебе тем же», «Смело ступай вперед, не бойся трудностей», «Только любящее и доброе сердце обладает истинным зрением».)

— Первая мудрость нашего путешествия «Всегда вспоминай прошлое».

Ученик. Тильтиль и Митиль захотели искренне увидеть дедушку и бабушку, которые уже давно умерли. Дети помнят о них, думают, грустят, поэтому дедушка и бабушка просыпаются. «Ну вот, всякий раз, как вы о нас подумаете, мы просыпаемся и снова видим вас…» Эти слова бабушки волшебные. Бабушка говорит о волшебной силе человеческой памяти, которая способна творить чудеса. Общаясь со своими внуками, дедушка и бабушка оживают и набираются сил, воспоминания и любовь детей воскрешают их. Даже часы ожили, как только Тильтиль вспомнил о них. Даже дрозд просыпается и начинает громко петь. Тильтилю кажется, что дрозд и является Синей птицей. Но когда дети уходят из страны воспоминаний, дрозд чернеет. Да и дедушка говорит Тильтилю: «За птицу я не отвечаю. Боюсь, как бы она не испугалась вашей суеты и при первом удобном случае не вернулась обратно…» Скорее всего, дрозд вернулся в страну Воспоминаний. Я сделал вывод, что наши близкие, которые уже ушли от нас, все те, кто нам дорог, живут до тех пор, пока о них сохраняется память. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются.

Я очень часто вспоминаю своих прабабушку и прадедушку. Их фотографии висят у меня над кроватью. Они погибли на войне. Я горжусь ими. Мне хочется поблагодарить их от имени всех людей за то, что они подарили нам мир на планете.

Учитель. Скажите, почему дети не смогли вынести Птицу Счастья из страны Воспоминаний?

Ученик. Та Птица Счастья принадлежит бабушке и дедушке, они познали счастье в своей жизни: у них были дети, внуки, дом, счастье, было только их счастье, и его нельзя вынести из страны Воспоминаний.

Учитель. Какова же вторая мудрость, которую мы поместим на «дороге к счастью»?

Ученик. Эта мудрость выражена в словах: «Смело ступай вперед, не бойся трудностей». «Я — хранительница всех Тайн Природы, я за них отвечаю, мне строго-настрого запрещено открывать их кому бы то ни было…» — так говорит Ночь. Главная забота Ночи — охранять тайны Великой Природы. У нее хранятся ключи от дверей, где находятся ужасы, страхи, болезни. Но Ночь не может человеку запретить распахнуть врата ее тайн. Она дает мальчику ключи от всех дверей. Тильтиль не боится, он смело открывает и закрывает все двери, где заперты духи тьмы, войны, болезни, ужасы. Из одной двери случайно успевают выскользнуть несколько нестрашных призраков. Из другой двери, где находятся болезни, успел выбежать на волю насморк. Если бы Тильтиль не закрыл быстро дверь, то на свободу вырвалась бы война.

Наконец мальчик дошел до главной средней двери, он открыл ее — это оказался сад мечты и ночного света, где без устали порхают волшебные синие птицы. Дети поймали несколько птиц, но все птицы погибли, когда они вынесли их из сада. Птицу Счастья дети не смогли обнаружить. Тильтиль и его друзья — очень смелые люди. Они не побоялись забраться в Царство Ночи, открыть самые страшные пещеры этого царства. Это могут сделать только мужественные люди, у которых храброе сердце.

В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей, кто умеет смело преодолевать препятствия.

Учитель. Как вы думаете, почему Тильтиль не может отличить Птицу Счастья от Лунных Птиц?

Ученик. Птицу Счастья хотят поймать многие, но она может достаться только тому, кто пройдет испытания, научится понимать суть вещей, суть жизни.

Учитель. Какова третья мудрость по пути к счастью?

Ученица. Она выражена в предложении «Люби природу, и она ответит тебе тем же». Когда Тильтиль входит в лес, то видит перед собой мир деревьев. Все деревья разделились на две группы: тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает. Почему же так случилось? Я выяснила, что Тильтиль и Митиль — это дети дровосека, который рубит и уничтожает лес. Поэтому некоторые растения злы на детей дровосека. Особенно Старый Дуб. Он говорит Тильтилю: «Твой отец погубил моих дочерей и сынков, внуков и внучек, правнуков и правнучек. Теперь я тебе отомщу за всех своих родственников». Тильтиля уронили наземь большие деревья, его друга Пса окутал злой плющ. Они находятся на волосок от гибели, но их спасает Душа Света. Она приходит на помощь и велит повернуть алмаз, что и делает Тильтиль.

Этот эпизод сказки говорит нам, что мы должны беречь и любить окружающий нас мир, нужно жить в мире и согласии со всеми обитателями земли. Тогда они ответят нам тем же.

Учитель. Вот мы и добрались до четвертой мудрости на нашей «дороге к счастью». Какой?

Ученик. Мудрость выражена в словах «Только любящее и доброе сердце обладает истинным зрением». Что же такое блаженство? Это самое большое удовольствие, наслаждение. Тильтиль встречает Тучные Блаженства, которые ничего не делают, только едят, пьют и спят. Смысла жизни и счастья они уже не ищут. Блаженства пытаются заманить к себе Тильтиля, но мальчик успевает вовремя повернуть волшебный алмаз и увидеть, как безобразны Тучные Блаженства. Но мальчик смог увидеть и те Блаженства, которые радуют глаз, душу человека — Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Любить Родителей. Тильтиль знакомится с великими радостями — Радость Быть Справедливым, Быть Добрым, а самая главная радость — посмотрите, узнаете ли вы ее?

Инсценирование отрывка из феерии М. Метерлинка «Синяя птица», посвященное материнской любви.

Учитель. Вам понравилось? Поблагодарим ребят. Поднимите руки те, кто, как он думает, обладает истинным зрением.

Ученик.

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это — зов и заклинанье.

В этом слове сущего душа.

Это — искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем — исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его:

Мама!

Р. Гамзатов

Материнская любовь греет нас. Мамочка учит нас быть добрыми, заботится о нас, оберегает, передает нам свои песни.

Учитель. Вы помните песни, которые мама вам пела в детстве? Предлагаю вам немного расслабиться, отдохнуть, сядьте поудобнее и послушайте запись пьесы «Колыбельная» Н.А. Римского-Корсакова.

Мы приблизились к последней мудрости нашего путешествия.

Ученик. Эта мудрость в словах «Будущее рядом с нами». Я хочу рассказать вам о том, как Тильтиль и Митиль попали в Царство Будущего. В сопровождении Души Света дети оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на земле. Но на землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград. Другой говорит о тридцати трех способах продления жизни. Я считаю, что такой человек действительно реален. На уроках естествознания мы узнали, что раньше на земле существовали страшные болезни, которые уносили жизни многих людей: черная смерть — чума, черная оспа. Но родился такой человек, который совершил подвиг, научился бороться с черной оспой — он привил человеку легкую форму болезни, чтобы она была уже безопасна для него. Это Эдуард Дженнер, английский врач. Он, наверное, был одним из тех Лазоревых детей, который изобрел один из способов продления жизни людей. Изобретение машины без крыльев — ракет, тоже стало реальностью.

Особенно мне понравились двое влюбленных. Они не могут наглядеться друг на друга, беспрерывно целуются, прощаются, так как не знают, кто из них раньше окажется на земле и встретятся ли они вообще. Может, кто-то из них родится на сто лет позже. Ведь любовь — это бесценное сокровище, ее очень трудно найти. Случается, что человек прожил всю свою жизнь и не нашел своей единственной любви.

У каждого ребенка есть своя мечта, своя цель в жизни, поэтому в Царстве Будущего дети ищут Синюю птицу. Но у ребятишек есть и несбыточные мечты человечества, прежде всего Машина Счастья, а также уничтожение на земле Несправедливости.

Затем появляется бородатый старик Время — хозяин Царства Будущего, он позволяет детям рождаться. Время забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль, который везет детишек на землю, где их встречают матери.

У меня тоже есть мечта, цель в жизни. Я очень люблю животных. Когда вырасту, то буду доктором для всех животных. Построю большую больницу-приют, где будут находиться все больные и бездомные кошечки, собачки, козочки, черепашки.

  1. Итог урока-путешествия.

Учитель. Спасибо за выступления. Скажите, кто уже пытался думать о будущем? Кто из вас решил осуществить свою мечту?

Вот мы и построили с вами «дорогу к счастью», путешествие заканчивается. Дети возвращаются домой без Синей птицы, но почему они по-другому видят свой родной дом? (Они научились смотреть вокруг другими глазами, все им кажется радостным, новым. Комната кажется светлой. Даже на маму они смотрят другими глазами.)

Что хотел сказать автор, чтобы дети поняли, что же такое счастье? (Счастье — это жить с любимыми людьми.)

Что стало с больной девочкой? (Ей подарил Тильтиль свою птицу.)

Что произошло с птицей? (Она улетела.)

Почему птица улетела? (Она нужна другим людям.)

Если птица улетела, то почему девочка не болеет, почему дети счастливы? (Они счастливы вместе, наступает праздник. Счастье — это мечта, к которой надо стремиться.)

Каждый из вас задумывался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Это произведение учит нас дорожить тем, что у нас есть; видеть и находить счастье рядом с нами, с близкими людьми, дома, совсем рядом, и далеко за ним ходить не надо.

  1. Рефлексия.

Учитель. У вас на столах лежат сердечки. Возьмите одно из них и напишите на нем, что такое счастье. Если у вас хорошее настроение, вам сегодня все понравилось, возьмите красное сердечко, а если вам не очень понравилось, было неинтересно, скучно, то напишите о счастье на синем сердечке. Поднимите свои сердечки. Большое спасибо всем за работу.

  1. Домашнее задание.

Изображение своей «дороги к счастью» на альбомном листе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *