Этическая грамматика в начальной школе

А.И. ШЕМШУРИНА,
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт семьи и воспитания Российской академии образования, Москва

Государственные задачи воспитания в современной школе обращены к укреплению нравственных оснований человека в жизнедеятельности общества. Это актуализирует и введение в образовательный процесс IV класса (с сентября 2012 г.) предметов духовно-нравственной направленности, среди которых обозначены и «Основы светской этики».

Этика как выражение нравственных принципов жизни человека и пласт общей культуры необходима детям и молодежи, поскольку в ней сосредоточены вековые истоки моральных основ жизнедеятельности людей, определяющие выработанные опытом человечества нравственные параметры.

Этот веками накопленный опыт осмысления глубинных позиций нравственности должен быть с младшего школьного возраста обращен к растущему и развивающемуся человеку в педагогически организованном системном и последовательном процессе воспитания. Почему?

Проникновение человека в ценности и нравственные смыслы жизни должно начинаться в ранние периоды детства, когда знакомство с этическим наследием предшествующих поколений способно обозначить те вековые базовые ценности жизнедеятельности, формирование которых станет одним из обязательных направлений учебно-воспитательного процесса школы. Этика — незаменимый фактор воспитания личности, поскольку направлена на внутреннее самосовершенствование личности. Именно поэтому уже в начальной школе необходимым и значимым учебным предметом воспитательной направленности должна стать этическая грамматика, равная грамматике русского языка.

Это связано еще и с тем, что современная школа (в ситуации провозглашенной модернизации образования и, к сожалению, пока голословного выдвижения приоритетности воспитания) до сих пор остается во власти традиционной парадигмы обучения как ведущего фактора образовательной деятельности, а сегодня необходим и первостепенен воспитательный контекст образования в целом. В качестве целеполагания востребованы ценностные смыслы, определяющие целостную систему учебно-воспитательного процесса школы. Это значит, что образовательное учреждение наряду с целевыми знаниями по предмету обязано прививать ученикам ценностные параметры их применения в обществе.

Это касается тех простых норм нравственности, ныне определяемых как общечеловеческие ценности, которые отражают достоинство личности, ее ценностные представления относительно своего «Я», норм отношений с людьми и окружающим миром. Важен акцент на нравственное развитие личности, что требует напряжения разума ребенка и его чувств в понимании сущности общечеловеческих моральных законов. Здесь надо исходить из того, что этика — наука о нравственной жизни человека (А. Швейцер), а ценности — главный предмет этики.

Не случайно Аристотель, создатель этики, считал ее наукой о жизненных смыслах человеческой жизнедеятельности. Эти смыслы он обозначил в своей книге о нравственных нормах поведения человека в обществе, написанной для своего сына Никомаха, которая называется «Этика для Никомаха». Другой мыслитель, П. Гольбах, считал этику наукой об отношениях и ответственности в них. Это говорит о том, что педагогу, рассматривая вопросы этических основ воспитания, необходимо ориентироваться на ценности, обращенные к нравственному развитию школьников.

В этом основа предмета, называемого этическая грамматика, в процессе изучения которого школьникам доступно осмысление (на уровне их возраста) тех этических категорий, которые определяют нравственную основу жизнедеятельности человека, его проявлений и отношений с окружающим миром и людьми. Поэтому этику в школе следует воспринимать как фактор воспитания, который вбирает все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром, является неистощимым источником нравственного осмысления жизни людей, становления своего «Я».

Содержание программы по этической грамматике предполагает осмысление младшими школьниками сущностных основ этики по следующим направлениям: нравственные нормы поведения и отношений человека в окружающем мире, природе, во взаимодействии с людьми и друг с другом, в осмыслении себя в семье, родине, государстве.

Содержание программы состоит из четырех разделов, доступно и последовательно раскрывающих основные этические понятия.

Этика общения, основой которого служат знания о нравственных понятиях, определяющих представление школьников о воспитанности, этических нормах взаимодействия и общения с окружающими и сверстниками, понимание сочетания внешнего и внутреннего в нравственной характеристике личности.

Этикет, позволяющий понять нравственную сущность и содержание устоявшихся правил поведения в типичных, часто повторяющихся ситуациях взаимодействия людей. Этикет как условный церемониал определяет смысловое значение основных критериев поведения человека: здравый смысл, стремление к красоте, гуманизм.

Этические нормы этикета предполагают освоение учениками навыков поведения за столом, умение вести себя в гостях, типичных жизненных ситуациях и домашней обстановке, применение этикетных правил в повседневной школьной жизни.

Этика человеческих отношений, касающаяся нравственных оснований в отношениях с окружающими и сверстниками, а также семьи, построенная на принципах уважения и доброжелательности, овладения тонкими нюансами в стремлении понять другого человека и его душевное состояние, чутко откликнуться на него.

Этика отношений в коллективе, определяющая нравственную сущность взаимодействия людей в коллективной жизнедеятельности, построении отношений, их типичное и особенное в проявлениях школьников, поведении между мальчиками и девочками, воспитывающая нравственные основы поведения личности в классном коллективе.

Педагогическая практика свидетельствует, что включение этики в реальный процесс жизнедеятельности образовательного учреждения может послужить наглядным и убедительным доказательством возможности и эффективности объединения усилий науки и практики в реализации нравственных основ воспитания растущего поколения в нашей стране. Воспитательная значимость этики определялась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины. Именно поэтому ее введение в учебно-воспитательный процесс школы может помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять моральные ориентиры в мире человеческого общения и отношений.

Школа — важный институт воспитания, выражающий потребность учащихся в ценностных ориентирах человеческой жизни.

Когда ценности устойчивы, то моральные проблемы не имеют злободневности. В случае ломки ценностей (что наблюдается сегодня в обществе и соответственно в образовательных учреждениях) пробуждается тяга к этике. Она непосредственно связана с жизнью во всем ее многообразии, имеет статус мировоззрения, переведенного на язык мотивов и норм человеческого поведения. Поэтому школе сегодня необходима целостная непрерывная система этического воспитания, центром и системообразующим фактором которой станет предмет этики. Посредством этики ученик может постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.

Это осуществимо, поскольку этика способна аккумулировать этические знания с целью непосредственного воздействия на практику воспитания через методическое проектирование и технологии, обеспечивающие психолого-педагогический уровень трансляции этического знания школьникам и творческое личностное восприятие ими этических проблем.

Прав был П.А. Кропоткин, считая, что этика призвана решать такие воспитательные задачи, как:

«— действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека;

— определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;

— взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;

— не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других».

Практика показала, что этическое воспитание эффективно при построении продуктивного этического диалога с учениками, позволяющего сосредоточить их на стремлении понять других и себя, умении жить в горизонте нравственности. Педагогическая деятельность, в основе которой лежит диалогический контекст взаимодействия с воспитанниками, способна активизировать природные, интеллектуальные и эмоциональные диспозиции личности, тонкую рефлексивную работу школьников по выработке суждений, при котором акцент смещается с усвоения знаний на творческий потенциал мышления, самостоятельного, обоснованного рассуждения.

Диалог важно рассматривать как совместный процесс мыслительной деятельности, где ученик — равный участник взаимодействия и может проявить индивидуальные возможности и творчество, осмыслить и оценить их у других учащихся. В диалоговом построении последовательных этических занятий со школьниками и их совместной деятельности этической направленности во внеурочное время, что сегодня возможно с утверждением стандартов нового поколения, заложен большой воспитательный потенциал, связанный с эмоциональной насыщенностью и разнообразием форм взаимодействия, общением и сотрудничеством, положительной внутренней мотивацией общей деятельности в зоне ближайшего развития.

Именно на это должна быть направлена целостная система непрерывного воспитания этической культуры школьников, состоящая из трех согласованных и взаимодействующих компонентов, органично вплетенных в структуру образовательной деятельности школы. К ним относятся:

этическая грамматика как учебный предмет воспитательной ориентации; повседневная методика этического заряда; внеурочная деятельность этической направленности.

Занятия по предмету «этическая грамматика» строятся на принципах диалоговой педагогики с сюжетно-игровой и личностно-ориентированной субъектной основой, проходят в соответствии с возрастными особенностями учеников, ориентированы на психолого-педагогический уровень воспитания и творческое личностное осмысление школьниками нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путем стимулирования усилий личности в моральной самооценке, самоопределении и самовоспитании, через активизацию природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов учащихся, организацию тонкой рефлексивной работы.

Диалогический процесс строится на взаимодействии и взаимосвязи знания, чувства, поведения как основного принципа построения занятий и этически направленной деятельности. Суть принципа — взаимосвязь просвещения с богатой палитрой разнообразных эмоционально-чувственных, деятельностных, игровых, экспериментальных, творческих средств включения школьника в процесс «освоения, усвоения и присвоения» (Н.Е. Щуркова) этических смыслов в собственном образе жизни.

Повседневная методика этического заряда ориентирована на позитивные аспекты в организации доброжелательного климата взаимоотношений учащихся, оптимистический прогноз их поведения с психологической установкой на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделен вниманием.

Методические приемы здесь направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Здесь важна и психологическая канва поведения педагога, который терпеливо учит школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует их умение простить, проявить снисходительность и благородство. В результате закрепляется нравственный статус таких проявлений воспитанников, как сдержанность, снисходительность, терпение, умение простить, незлопамятность.

Внеурочная деятельность этической направленности, логически вплетенная в учебно-воспитательный процесс школы, композиционно построена как театрализованное представление-диалог и осуществляется как «школа вежливости». Главное в ней — организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния учеников, в основе которого лежит определенная педагогом нравственная перспектива, предусмотрена возможность создания ситуации успеха для каждого школьника, обеспечены условия для этической рефлексии.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определенную часть непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с нравственными критериями жизнедеятельности людей. Этот процесс направлен на обретение учащимися ценностных ориентаций, постижение значимых смыслов в цели и образе жизни формирующейся личности. Этическое в данном процессе выступает мировоззренческим основанием жизнеосмысления, а нравственное — критерием отношений с людьми и окружающим миром.

Критериями нравственно выраженных отношений выступают интегративные качества личности, вбирающие в себя ее основополагающие этические основы. Это гуманность как качественная характеристика и суть отношений человека к людям и всему живому. В содержании данного понятия интегрируются такие качества, как доброта, милосердие и толерантность, столь актуальные сегодня. Совесть и ответственность как основа поведения, в котором проявляется способность личности к внутренней регуляции своих проявлений и умение видеть последствия собственных действий и желаний, отвечать за эти последствия. С ними интегрируются такие понятия, как честность, честь, порядочность. Чувство собственного достоинства как критерий самовыражения, базирующегося на потребности самоуважения, которое соотносится с уважением к другим.

Выстроенная, экспериментально проверенная и признанная практикой система показала, что этика в структуре общего школьного образования концентрирует в сознании школьников моральный опыт поколений и выработанные человечеством нравственные законы жизни. Ее основная направленность — создание нравственной и потому безопасной среды, адаптирующей ученика к школьной жизни и взаимодействию со сверстниками и педагогами, создающей ситуацию успеха каждому и условия оптимальной включенности в жизнь классного и школьного коллективов.

Главной целью системы воспитания является развитие ценностно-смысловой сферы учеников в процессе освоения этики как науки о нравственной жизни человека. Это определяет следующие задачи организации взаимодействия учащихся и педагога:

а) образовательные, а именно развитие и систематизация этических знаний учеников, формирование логического мышления школьников путем развивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий, овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с людьми;

б) развивающие, связанные с развитием интереса к этике как науке о ценностных смыслах и нравственной направленности жизнедеятельности человека, расширением понятийного аппарата и словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств личности, развитием речи в процессе построения этического диалога, умений выполнять нравственный анализ поступков, сопоставлять моральные характеристики, этически выраженные оценки;

в) воспитательные, т.е. становление и развитие этической культуры на этических занятиях, игровых и деятельностно-ориентированных практикумах, формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений школьников, развитие позитивных оценок во взаимодействии с одноклассниками, адекватной нравственной самооценки воспитанников, ценностно-нравственных ориентаций в жизнедеятельности школьников; повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся, развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.

Все это важно учитывать в рамках реализации подготовленных стандартов нового поколения в младшей возрастной группе школьников.

Похожие статьи:

2 комментария к “Этическая грамматика в начальной школе”

  1. Мы делаeм интeрнeт cвoбоднeй! Именнo BЫ бyдущий владeлeц зapaботка в 8 000 pyблeй в дeнь! Этo элемeнтарно пpoстой и пoлноcтbю нaдeжный сeрвис для зарaбoткa дeнeг, который пoдойдeт вcем. Выплачeнo зa эти сутkи: 798 611.26 pуб. Ha самом деле все простo!! Нaм всего нaвсeгo нeoбxодимo…

  2. Я — нaстoящий чeловek! Нackолbко это важно для Bас? Ужe сeгoдня Вы зaработаете свoи пeрвые денeжkи c помoщbю хитрoгo дeйcтва, котоpый я пpигoтовилa для Вac. Выплaчено зa сегодня: 559714.28 рyб. Кoнkpетнo в этом случаe вce прocтo!!! Hам всeгo-лишb нужнo…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *