Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения. Часть №1.

С.Г. МАКЕЕВА,
г Ярославль

В решении задачи духовно-нравственно­го воспитания учащихся не могут не прини­маться во внимание этноконфессиональные особенности культуры. Религия относится к числу факторов, определяющих особенно­сти менталитета народа, и религиозно-куль­турная общность выступает духовной за­кваской этногенеза. В генезисе русской ду­ховности выделяются такие стадии, как языческо-мифологическая и христианско- православная, и выражением последнего является чуть ли не отождествление «рус- скости» и «православности».

В настоящее время духовно-нравствен­ному воспитанию в связи с религиозно- культурным уделяется все большее внима­ние. Однако на этом пути сохраняется нема­ло вопросов. К их числу относятся такие, как подходы к включению религиозно-куль­турного компонента в содержание светского образования, особенности этой работы с учетом возраста учащихся. В своем ответе на обозначенные вопросы мы исходим прежде всего из того, что понятие «свет­ский характер образования» не тождествен­но по значению понятию «атеистический», а согласно его последним интерпретациям в инструктивных материалах МО РФ напол­няется смыслом «гражданский». В этой свя­зи подчеркнем, что положения Закона об образовании, отражающие светский харак­тер государственной школы, не означают исключения из образовательного содержа­ния религиозно-культурного компонента. Но его роль до сих пор видится по-разному. Представители вероисповедного подхода к религиозному просвещению выступают за приобщение школьников к ценностям кон­кретной религии: радикальные настроения проявляются в отстаивании обязательного религиозного воспитания детей, а более умеренные заключаются в том, что эта дея­тельность должна осуществляться в рамках факультативных учебных курсов для жела­ющих. Представители культурологического подхода к религиозному просвещению за­нимают такую позицию, что если цель об­разования заключается в формировании широко эрудированной, самоопределяю­щейся личности, то в содержание образова­ния должна быть включена и область рели­гии как важнейшая из составных частей че­ловеческой культуры, содержащая объек­тивные знания, а не атеистически-нигили­стические или исповедно-апологетические.

Рекомендуем другие статьи:

Данная проблема приобретает дополни­тельную остроту в контексте возрастных особенностей верообразования у детей. Ве­ра вообще как имманентное, интегративное, системообразующее свойство психики и как регулятор поведения заключается в приня­тии человеком каких-то сведений, не опре­деляясь в этом всецело эмпирическими или логическими основаниями и опираясь на эмоции и воображение. Зарождение у детей религиозныгх воззрений, по мнению психо­логов, происходит вследствие свойственно­го ребенку антропоморфизма и мифологиче­ского восприятия мира, детской подвержен­ности стихийному влиянию социального ок­ружения, и процесс верообразования идет впереди и относительно независимо от со­знательного осмысления детьми формирую­щихся религиозных представлений.

Однако влияние на учащихся религиоз­но-культурного просвещения, как и в целом влияния социума, остается малоизученным. Предпринятое нами в этой связи собствен­ное исследование позволило установить, что 83% младших школьников причисляют себя к верующим, хотя из них действитель­но проявляющих религиозные воззрения оказывается вследствие семейного воспита­ния и посещения воскресных школ не более 2%. Сознание остальных детей наполнено расплывчатыми по характеру представлени­ями, о чем свидетельствуют, в частности, ответы на вопросы: «Кто такой Бог?» («не­видимый человек», «повелитель людей»), «Почему люди верят в Бога?» («не знаю», «чтобы он им помогал»), «Кто такой Иисус Христос?» («человек», «Бог», «ученик Бо­га»). Несмотря на то, что до 70% младших школьников носят (или имеют) нательный крестик, они плохо сознают, каким нравст­венным заповедям и правилам это предпи­сывает следовать. У младших школьников не складывается понимание таких должных нравственных качеств, как милосердие, простодушие, миролюбие, кротость, терпе­ливость. Объяснение их содержания в луч­шем случае сводится к попыткам по-своему истолковать семантику слов: «Просто-душ­ный … Простой — значит, ни плохой, ни хо­роший». Характеристика «тихий» (в смыс­ле «кроткий») связывается детьми с такими представлениями, как: «сидит и молчит», «плачет», «кого бьют».

Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения. Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *