Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения. Часть №2.

Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения. Часть №1.

С.Г. МАКЕЕВА,
г Ярославль

С одной стороны, особенности младше­го школьного возраста благоприятствуют тому, что этическая сторона русской духов­ности оказывается близкой нравственному мироощущению детей. Судя по ответам учащихся, симпатии 73% младших школь­ников в ситуации «нравственных предпо­чтений» оказываются не на стороне бойких, сильных ребят, кто в ответ на обиду готов «дать сдачи» и не позволяет «провести» се­бя, а на стороне не вступающих в драки, го­товых простить обидчика доверчивых де­тей. С другой стороны, нравственные пред­ставления младших школьников имеют тен­денцию к размыванию по мере их взросле­ния: каждый десятый выпускник начальной школы относит к антиценностям такие нравственные отношения, как примирение и любовь, расценивая первое как признак трусости, второе — как образец «плохого поведения в барах и ресторанах», а нравст­венные характеристики «послушный», «скромный» перестают указываться детьми среди основных положительных качеств.

О том, что религиозно-нравственные воззрения младших школьников формиру­ются, в первую очередь, под влиянием род­ственного окружения, свидетельствуют ссылки детей на бабушек, мам, как на ос­новных посредников в приобщении к рели­гиозно-культурным ценностям, но одно­значно заявили о том, что их семья верую­щая, только 9% детей. Опрос родителей и близких родственников учащихся подтвер­дил этот результат: 8% опрошенных назва­ли себя верующими. Вместе с тем все опро­шенные (причислившие себя к «верую­щим» и «неверующим») проявили положи­тельное отношение к возможному включе­нию в содержание начального образования с целью нравственного воспитания религи­озно-культурного компонента.

Со своей стороны учителя, ссылаясь на светский характер образования, «не акцен­тируют внимания», по их собственному вы­ражению, на религиозных вопросах, переад­ресуя их решение семье, а необходимую ос­ведомленность в религиозно-этических иде­ях обнаружили лишь 6% опрошенных учи­телей. Четкости в педагогических позициях, выверенности в методических решениях не­достает и существующим попыткам адапта­ции религиозно-культурной проблематики к начальному образованию в курсах этики, на­родной культуры, введения в историю Оте­чества, родной словесности. Поэтому, хотя до 30% учащихся, изучавших указанные курсы, ссылается на роль школы в получе­нии религиозно-культурных знаний, только 14% школьников приблизительно воспроиз­вели содержание христианского нравствен­ного идеала («не завидовать, не убивать», «человек должен быть справедливым, не предателем»), тогда как 40% учащихся огра­ничились общими ответами («не грешить») или признались: «не знаю», «забыла».

Рекомендуем другие статьи:

Главный вывод предпринятого нами ис­следования заключается в том, что освоение абсолютным большинством младших школьников религиозно-нравственной сфе­ры общественного сознания носит характер стихийного процесса, не корректируемого школьным образованием и не оказывающе­го значительного влияния на духовно-нрав­ственный рост детей. Рассматривая эти ре­зультаты в пользу расширения в начальном образовании содержания религиозно-куль­турного компонента с целью использования его нравственно-ориентирующего потенци­ала, мы выдвигаем прежде всего нравствен­ный аргумент, понимая под свободой сове­сти «свободу пребывать в добре». В качест­ве главных условий реализации культуроло­гического подхода к религиозно-нравствен­ному просвещению мы определяем такие, как: этическое наполнение религиозно- культурного компонента образования; исто­рический контекст выявления содержащих­ся в нравственных ценностях народа рели­гиозных воззрений; отказ от мировоззрен­ческих оценок религиозных идей и созда­ние возможностей для выражения учащи­мися собственной позиции.

В осуществлении духовно-нравственно­го воспитания применительно к учебному предмету «Русский язык» мы учитываем традиции отечественного образования.

К.Д. Ушинский, говоря о том, что «не ус­ловным звукам только учится ребенок, изу­чая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» («Родное слово»), вкладывал конкретное содержание в этот образ: «Родимой грудью для нас является наша народность и наша религия». Начальный курс отечественной словесности способствовал духовно-нрав­ственному становлению учащихся, для че­го учебные хрестоматии включали в себя, в частности, раздел «духовно-нравственное чтение». Мы предприняли попытку его со­временного переосмысления, охватившего возможные задачи, содержание, условия, средства, духовно-нравственного воспита­ния младших школьников на основе курса чтения в его дополнении религиозно-куль­турным компонентом.

Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения. Часть №3.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *