Фольклорно-мифологические жанры на уроке. Часть №3.

Н.Н. ИВАНОВ,
доктор филологических наук, профессор ЯГПУ имени К.Д. Ушинского

Добрыня — сын своей матери, родной страны, Руси; Змей — символическое воплощение неотвратимой беды. Рано или поздно их пути пересеклись бы, но произошло это рано, поскольку Добрыня пренебрег материнским наказом. Тем не менее, противостоя Змею, Добрыня становится «точкой» сопротивления злу.

Трансформируем разбираемые понятия в доступную детям плоскость. После чтения первых полутора страниц (до абзаца «А Добрыня проворен, увёртливый…») или, завершив чтение всей былины, предлагаем детям подумать над вопросами, ответы на которые найти в тексте былины:

  1. Что наказывала матушка Добрыне? Найди в тексте и прочитай это место.
  2. Какую опасность таила Почай-река?
  3. Чем обернулось для Добрыни нарушение материнского запрета?
  4. Была ли встреча Добрыни и Змея случайной, произошла бы такая встреча в другой раз?

Положительные персонажи сказок, былин принадлежат к типу так называемого благородного героя и встречаются с посланцами враждебного, иного мира у воды или на воде, поскольку вода — условная граница жизни и смерти, добра и зла. Оттенив сказанное, комментируем повествование о первой встрече Змея с Добрыней. Почему Змей, увидев Добрыню в реке, уверился в победе? Потому что вода — стихия змей, хранителей водных глубин, потому что за рекой начинаются их владения. Об этом думала матушка, предостерегая сына.

Значение «первоначальной беды» — завязки, последующих сюжетных ходов, этапов развития героя углубляем при чтении других былин, сказок. «Нежданно-негаданно» пришла беда к Илье (былина «Болезнь и исцеление Ильи») — отнялись у него «ноги резвые» (2, с. 44)[1]. Но именно он, увечный, «безногий» был чудесно исцелен и награжден богатырской силой от калик перехожих, призван для великих целей. Калики неслучайно пришли к Илье: их миссия в отношении этого человека — реализация промысла Божьего о России. Дети, вероятно, без особого труда расположат в правильном порядке основные события в жизни Ильи, установят причинно-следственные связи между ними: болезнь — появление калик перехожих — чудесное исцеление, получение силы — служение Родине. Пусть школьники поразмышляют над вопросами:

  1. Какие события произошли с Ильей? Попробуйте выразить по-своему значение этих событий для него, для Руси (второе — после прочтения былины «Илья и Соловей- разбойник»).
  2. Почему брага обладала волшебной силой?

Илья идет только вперед, но каждый раз на его пути встает вражья сила: «сила несметная» под Черниговым (2, с. 47), Соловей-разбойник, преградивший дорогу прямоезжую в «стольный Киев-град» (2, с. 48). В другой раз Илья встретит судьбу, знаки которой (письмена) запечатлены на придорожном камне, и из трех дорог выберет прямую и самую опасную. В этой былине («Ильины три поездочки», включена в «Родную речь») мотив беды оттенен пейзажной деталью — «туча западная» (6, с. 12), имеющей аллегорическое значение: Запад — оплот чуждого православной Руси латинства. В былине «Илья Муромец выходит на свободу» эта беда — татарское иго, ордынское войско. И она метафорически соотнесена с темной ночью. «Понависла над Русью ночь темным-темна, / Растемным-темна ночь темнешенька» (6, с. 22). Илья, поднятый на ноги посланцами веры (калики), отстаивает православную веру, сражаясь и с западом, и с востоком (ордынцами).

В «Повести о Петре и Февронии» изначальной бедой был змей, убив которого Петр совершил подвиг, но, обрызганный поганой кровью змея, заболел, что стало причиной дальнейших событий.

От былин плавно переходим к сказкам, потому что типологическая родственная образность этих жанров обеспечит преемственность содержания уроков. Первая в «Книге для чтения» сказка — «Летучий корабль». В ней причиной, повернувшей жизнь братьев, стало желание царя выдать замуж дочь, для чего будущий царский зять должен пройти испытание — построить летучий корабль. В народной волшебной сказке «Сивка-бурка» жизнь младшего брата чудесно меняет необъяснимая, неясная сила в лице таинственного «кто-то», воровавшего золотые яблоки в царском саду. Анализируя начальную беду в сказке «Никита Кожемяка», предлагаем детям вспомнить уже известные им сочинении, в которых встреча героя со змеем становилась причиной дальнейших резких изменений в их судьбе (былины, «Повесть о Петре и Февронии»), и объяснить: почему действие этих произведений начиналось именно так, что сулила человеку эта встреча?


[1] В скобках цифра указывает на порядковый номер из «Списка литературы» в конце статьи. (Прим. ред. — Н.Ф.)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *