Фольклорно-мифологические жанры на уроке. Часть №5.

Н.Н. ИВАНОВ,
доктор филологических наук, профессор ЯГПУ имени К.Д. Ушинского

Добрыня, Илья — православные христиане, воины князя, защитники веры, родной земли, русских людей. Второй раз Добрыня оказался на Сорочинских горах не для забавы, но ради общего дела — «выручать из полона змеиного русских пленников» (2, с. 42)[1], наказать Змея-Горыныча, нарушившего заповедь, клятву. В руках Добрыни платок и плетка; платок — символическая частица неба, плетка применялась для поражения, изгнания нечисти. На его стороне Правда. Раньше Добрыня «забыл, что матушка наказывала» (2, с. 38), теперь — «вспомнил богатырь материнский наказ» (2, с. 42). Клятвопреступник Змей обрек на смерть себя и змеенышей. Таков исход поединка.

«На ратную службу богатырскую» (2, с. 39) благословила матушка Добрыню; «На хорошие дела, на службу народу верную мы с матерью даем тебе благословение, чтоб служил, не кривил душой!» — говорит отец Илье (2, с. 47). Как бы ни было многолико зло: Змей, «туча западная», «войско Батыево», коварные жены, Соловей-разбойник… — на его пути встанет богатырь. Такая с жертвенническим оттенком судьба выпала Илье из Мурома. Тридцать три года Илья был недвижен. «Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут» (2, с. 44). От беды-невзгоды избавили его калики перехожие. Роль калик разбираем особо. Они — посланцы той чудесной внешней силы, в соединении с которой человек может совершить все: побороть недуг, разбить любого врага, преобразить мир на началах добра. В «Житии Сергия Радонежского» эта сила явится отроку Варфоломею (будущему великому Сергию) в лице монаха-черноризца. Калики, странствующие монахи, неприметные, но вездесущие старики в сказках находят помощников для служения в людском мире, а их избранники становятся проводниками вселенского добра.

Поговорим об избранности Ильи. Встреча с каликами была предрешена Свыше, чтобы Илья воспринял истину и благодать. Известен вариант былины, в котором за каликами скрывались Христос и апостолы. Чудо исцеления Ильи — это торжество духа над плотью, духовная сила влилась в немощного мужчину вместе с глотками браги. Калики не только излечили, но и поставили задачу Илье: «Служи народу русскому верой и правдой» (2, с. 46), приоткрыли тайну его будущего: «Станешь ты самым могучим богатырем на Руси, и в бою тебе смерть не писана» (2, с. 46). Призвание на ратный подвиг венчается родительским благословением.

Сказанное реализуем в анализе всех былин об Илье, великолепно иллюстрирующих мудрость пословицы «Кто идет вперед, того страх не берет». Илья идет (едет) именно вперед: не ищет окольных путей, не страшится трудностей, не допускает нравственных компромиссов, сделок с совестью; идет вперед, умножая добро, активно противодействуя злу. И снимаются все домыслы о природной лени русского человека, очевидна абсурдность таких предположений. Разбив вражью силу под Черниговом, Илья торопится в стольный Киев-град к обеду — не к застолью, а к церковной службе и на службу князю.

Рекомендуем другие статьи:

Дети улавливают и по-своему, пусть наивно, но верно воспринимают и выражают содержание былин. Правильно, адекватно реагируют на смысл происходящего в них. Обсуждая былины об Илье, отмечают миссию калик перехожих: «Пришли какие-то дяденьки и вылечили его. Они его вылечили, чтобы он Россию спас» (Слава И., III класс). На вопрос о том, кто такие былинные герои, отвечают, подчеркивая их профессиональную ориентацию: «Богатыри — это воины» (Слава И.).

На уроке важно сказать о том, что Илья Муромец был канонизирован русской православной церковью. Его мощи покоятся в Киеве, том самом городе, куда он так стремился, а в конце 1990-х годов они стали мироточить. Это чудо подтверждает значение богатыря: как святой, небесный защитник, он и сейчас служит «народу русскому верой и правдой».

В учебнике есть вопрос: «Какой силой был наделен Соловей-разбойник и на что он ее использовал?» (2, с. 51). Действительно, что это за сила, от которой «трава-мурава пожухла вся, лазоревые цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат!» (2, с. 48)? Кто такой Соловей-разбойник? Черниговцы знают и предупреждают Илью, но сегодня это знание нуждается в комментариях. Поединок Ильи и Соловья, как Добрыни и Змея, — центральное место в былине — насквозь символичен. Раскрывая символику основных мотивов и образов данной былины, повторяем и углубляем ранее наработанный материал.

Олицетворением порядка, справедливости в государстве является киевский князь. Он — помазанник Божий — воплощение державности, не зря князь почитается более простых смертных, не зря ему кланяются «во особицу» (2, с. 43, 49), а богатыри, служа князю, служат вере и Родине. Киев — «стольный град» — символический алтарь Руси, ее сакральный центр, самое близкое место к Богу в государстве географически. Добрыня, Илья — служилые люди, они исповедуют воинскую, рыцарскую в широком понимании этику, и потому нет для них большей чести, чем быть в стольном граде у великого князя. Илья отказался даже от воеводства в Чернигове, что подтверждает выделенные характеристики героя. Чтобы исполнить свою высокую миссию, былинные герои сначала едут в Киев, но прямую, «прямоезжую» дорогу туда заслонил Соловей-разбойник — средоточие злой силы, — заставляя всех двигаться опасными окольными путями. Отказ от битвы со злом — это путь нравственных компромиссов, опасный, окольный путь. Такова аллегория выбора былинным персонажем дороги. Как Киев — центр истины, духовной мощи, благодати, так и место Соловья — концентрация иной, злой силы. В названии реки — отрицательная семантика: «Возле Черной Грязи, у реки Смородинки» (2, с. 48).


[1] В скобках цифра указывает на порядковый номер из «Списка литературы» в конце статьи. (Прим. ред. — Н.Ф.)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *