Фонетической ошибке нет! Часть №1.

Т.В. КУЛЮКИНА, Н.А. ШЕСТАКОВА,
Брянский государственный университет

Наблюдения показывают, что фонетика — один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке не только учениками, но и студентами педагогических вузов. Недостаточная фонетическая подготовка учителя (в теоретическом и методическом плане), непонимание им роли фонетики в системе усвоения ребенком школьного курса русского языка приводят к тому, что большинство ошибок, допускаемых учащимися (и студентами), закладывается еще в период обучения грамоте.

Наша задача — не только помочь учителю предупредить фонетическую ошибку ученика, но и дать возможность получить целостное представление о заявленной проблеме и определить пути ее преодоления.

В научно-методической литературе выделяются следующие типы фонетических ошибок: 1) смешение понятий «буква» и «звук»; 2) неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе; 3) неправильное определение ударного слога; 4) неверное деление слова на слоги. Эти типы ошибок обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.

Рассмотрим подробнее каждый из этих пунктов в последовательности частоты их допуска.

I. Смешение понятий «буква» и «звук» является наиболее частой ошибкой в школьной практике изучения фонетики. В речи студентов, учителей и, естественно, учащихся нередко можно услышать выражения: «назовите твердую (или мягкую) букву», «найдите звонкую (или глухую) букву» и т.п. Объективно это объясняется тем, что во многих букварях работа над звуком и буквой проводится параллельно, а на уроках обучения фонетике используется одинаковая терминология. Чтобы исключить подобные ошибки, учителю нужно уже в под-

готовительный (добукварный) период обучения грамоте при знакомстве со звуками ввести термины «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук» и помочь детям их усвоить. В букварный же период при знакомстве с буквой необходимо применять терминологию, которую рекомендует П.С. Жедек в пособии «Русский язык в начальной школе: Теория и практика обучения» (М., 1998. — С. 78): «буква гласного» (т.е. буква для обозначения гласного звука) и «буква согласного» (т.е. буква для обозначения согласного звука). Кроме того, следует ежеурочно проводить работу с «буквенной лентой», которая позволяет четко развести понятия «буква» и «звук», а также выполнять специальные упражнения.

Предлагаем вашему вниманию систему упражнений на разграничение понятий «буква» и «звук».

1. Работа с «буквенной лентой».

Эта работа должна проводиться в начале каждого урока, так как она позволяет решить следующие задачи: 1) усвоение формы букв, их узнавание; 2) усвоение алфавитного названия букв; 3) усвоение терминологии «буква гласного», «буква согласного»; 4) усвоение звукового состава букв; 5) усвоение ориентиров чтения.

Работа с «буквенной лентой». Учитель указкой показывает буквы гласных и просит назвать их, затем задает вопросы:

— Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)

Как читаются буквы гласных? (Как буквы называются, так и читаются.)

Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)

Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.)

Как читается буква я? (Буква я читается так, как называется. Читается так, как соответствующий гласный звук [а].)

Когда буква я читается так, как называется, а когда — как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слова, после букв гласных (затем разделительных знаков) буква я читается, как [йа], после букв согласных — как звук [а].)

Далее учитель работает с буквами согласных.

— Назовите буквы.

Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.)

Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных звуков читаются твердо и мягко.)

Читаем каждую букву и твердо, и мягко (во время чтения учитель старается «поймать» детей, указывая на однозначные буквы ж, ш, ц, ч, й, щ).

Когда буква п (т, с, ф) читается твердо, а когда мягко? (Твердо читается перед буквами гласных первого ряда и на конце слова; мягко — перед буквами гласных второго ряда и е.)

Такая ежедневная тренировка позволяет четко разграничить термины «буква гласного», «буква согласного» и «гласный звук», «согласный звук».

2. Специальные упражнения.

Упражнение 1. Какая буква лишняя? Почему? Как читаются эти буквы?

а, о, у, ы, е; б, в, г, д, ж

Упражнение 2. Найди в парах слов одинаковые буквы. Определи, какой звук они обозначают. В этих же словах найди разные буквы, которые обозначают один и тот же звук.

Дина — дыня, лук — люк, мал — мял, руки — брюки, нос — нёс, забыл — забил

Упражнение 3. Прочитай слова и подумай, с какой буквой (а или я) их нужно написать.

м…со, м…ма, шл…па, л…па, В…ля, в…лый, Д…ша, д…дя

Запиши эти слова. Подчеркни буквы гласных, обозначающие мягкость согласных звуков. Проверь написанное.

Упражнение 4. Подбери похожее слово, которое отличается от данного только мягкостью первого согласного звука.

вол — …, ров — …, лук — …, воз — …, рад— …, тук — …

Упражнение 5. Подбери похожее слово, которое отличается от данного только мягкостью последнего согласного звука.

хор — …, кон — …, пыл — …, кров — …, дал — …, мол — …, угол — …

Какая буква обозначает мягкость согласного звука?

Фонетической ошибке нет! Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *