Фонетической ошибке нет! Часть №2.

Фонетической ошибке нет! Часть №1.

Т.В. КУЛЮКИНА, Н.А. ШЕСТАКОВА,
Брянский государственный университет

II. Неумение правильно вычленять звуки при звуковом анализе обусловлено как объективными, так и субъективными факторами.

Субъективными обстоятельствами общего плана являются следующие: 1) учитель вследствие того, что сам не владеет приемами интонационного выделения звука в двух его формах, не обучает этому умению детей; 2) учитель при вычленении звуков из слова не учит детей самоконтролю; 3) учитель произвольно выбирает слова для звукового анализа, не обращая внимания на их фонетические особенности, пока недоступные детям; 4) учитель не обладает развитым фонетическим слухом, и, как следствие, этот навык отсутствует у его учеников.

Прежде всего учитель сам должен овладеть приемами интонационного выделения звука, которое состоит в протяжном, длительном произнесении каждого звука (кроме взрывных согласных) в слове и усиленном, многократном произнесении взрывных согласных.

Обучать учащихся этому умению предлагаем в такой последовательности:

  • сначала — освоение приема длительного произнесения только первых звуков в двух-трехзвучных словах (с-с-сыр, л-л-лом, м-м-мяч);
  • затем — длительное произнесение взрывных согласных на конце двух-трех-звучных слов (мак-к-к, рак-к-к, суп-п-п, кот-т-т);
  • после — произнесение взрывных в начале слова (к-к-кот, п-п-пыль, б-б-бор, д-д-даль);
  • далее — последовательное выделение каждого звука слова (д-д-дом, до-о-ом, дом-м-м);
  • и наконец — все звуки слова по порядку (д-о-м, к-о-т, п-ы-ль, с-у-п).

Ребенок должен освоить умение не только правильно вычленять звуки из слова, но и контролировать себя. Основным приемом самоконтроля, которым учителя должны вооружить детей, является вставка вычлененного звука обратно в слово. Это покажет, верно ли выделен звук. Второй прием самоконтроля заключается в составлении звуковой модели слова и чтение его по этой модели.

Основным упражнением на верное выделение звуков из слова будет его звуковой (фонетический) анализ. Остановимся на нем подробнее, так как многие ошибки закладываются именно здесь.

Предлагаем памятку (алгоритм) фонетического анализа слова для учащихся.

  1. Произнеси вслух слово, которое будешь анализировать.
  2. Используя прием говорения или скандирования, раздели слово на слоги, назови отдельно каждый слог, составь слоговую модель.
  3. Позови слово или спроси с удивлением, используя слово это (например: Это берёза?), выдели в слоговой модели ударный слог.
  4. Определи слоговой состав каждого слова, обозначь количество звуков в слоговой модели.
  5. Интонацией последовательно выдели каждый звук и дай ему характеристику. Специальными значками обозначь ее в слоговой модели.
  6. Прочитай слово по слоговой модели, чтобы проверить себя.

(Примечание. Слово для фонетического анализа учитель всегда должен давать в устной форме, в виде загадки, или предметной картинки.

Пункт 2 алгоритма фонетического анализа слова впоследствии заменяется следующей формулировкой: произнеси слово, выделяя интонацией гласные звуки и по количеству гласных звуков определи количество слогов.)

При звуковом анализе учителя часто не учитывают фонетических особенностей слова.

Фонетической ошибке нет! Часть №3.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *