Фонетической ошибке нет! Часть №3.

Фонетической ошибке нет! Часть №2.

Т.В. КУЛЮКИНА, Н.А. ШЕСТАКОВА,
Брянский государственный университет

Предлагаем такую последовательность слов при освоении звукового анализа.

Односложные двузвучные слова:

а) ум, он, ах (обратный слог); б) не, му, ну, на, но (прямой слог).

Односложные трехзвучные слова:

а) сом, лом, пол, сон; б) сок, рак, суп; в) кот, бок, пар, ток; г) зря, тля, бра, для.

Односложные четырехзвучные слова:

а) волк, куст, танк, толк, рост, полк; б) брат, свет, звук, сток, гром, свой.

Двухсложные слова:

а) трехзвучные: уха, Ира, Оля, Аня; б) четырехзвучные: мама, папа, люди, пели; яма, юла, ели, Юра; в) пятизвучные: маска, миска, мышка, кошка, лампа, знамя, племя, пламя, скала, трава; маяк, баян, буян, роют; г) шестизвучные: мрамор, прибор, сказать, привет.

Трехсложные слова:

а) пятизвучные: улица, ария, окуни; б) шестизвучные: машина, калина, бумага.

Одного умения правильно интонировать звук, вычленять его из слова для ученика еще недостаточно, потому что ребенок должен также овладеть его характеристикой. Для этого необходимо научить ребенка различать: 1) парные твердые и мягкие согласные; 2) шипящие и [ц]; 3) [й] в разных его позициях, — потому что все это связано с особенностями русского правописания.

Объективные трудности в вычленении звуков из слова связаны с тем, что парные мягкие и твердые согласные близки по месту образования и звучанию и для их различения требуется развитый фонематический слух. Субъективные причины заключаются в том, что учитель не знакомит детей с особенностями артикуляции парных согласных и не организует наблюдение учеников за органами речи (а именно: за положением средней части спинки языка), а также недостаточно тренирует их в дифференциации согласных по твердости — мягкости.

Наблюдение учащихся за органами речи на уроке знакомства с буквами, обозначающими твердые и мягкие звуки, необходимо вести на этапе вычленения звуков из опорных слов. После характеристики выделенных звуков, парных по твердости и мягкости, предлагаем их обязательно сопоставить, обращая внимание на общие признаки (оба звука согласные, оба звука звонкие или глухие) и различия (один звук твердый, другой — мягкий). Далее перед учащимися можно поставить вопрос: за счет чего один звук получается твердым, а другой — мягким, т.е., каково же положение спинки языка при произнесении твердых и мягких звуков?

В результате организованных наблюдений над каждой парой согласных, различающихся по твердости — мягкости, дети убеждаются, что при произнесении мягкого согласного спинка языка выгибается вверх, а при произнесении твердого согласного она опускается вниз.

Фонетической ошибке нет! Часть №4.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *