Фонетической ошибке нет! Часть №4.

Фонетической ошибке нет! Часть №3.

Т.В. КУЛЮКИНА, Н.А. ШЕСТАКОВА,
Брянский государственный университет

Предлагаем упражнения по формированию умения различать твердые и мягкие звуки.

Упражнение 1. При помощи звуковых схем, обозначающих твердые и мягкие звуки, ученики показывают, какие звуки они слышат в словах, названных учителем.

Учитель подбирает слова, в которых изучаемые звуки находятся в начале слова, в середине слова, в конце слова (сюда не входят слова с парными звонкими согласными на конце). Например, при работе со звуками [п] — [п’] можно предложить такие слова: петух, полка, паук, пустырь, пират, пятка, капель, капуста, капитан, перепёлка, запястье, степь, суп, выть, грипп.

Упражнение 2. Ученики подбирают слова на предложенный учителем звук.

Упражнение 3. Упражнение проводится в виде игры, например: купите на рынке овощи со звуком [р’]; привезите из магазина предметы мебели со звуком [т] и т.п.

Умение различать, слышать шипящие и [ц] очень важно для формирования орфографических навыков ребенка (например: правописание гласных после шипящих и ц, правописание мягкого знака после шипящих и т.д.), поэтому вычленение из слова и характеристика шипящих и [ц] со стороны учителя требует особого внимания. Ошибка при работе с этими звуками заключается в том, что учитель в процессе своей деятельности над их усвоением в основном опирается не на звук, а на букву, и в результате у ученика начинают функционировать не звуковые, а зрительные анализаторы, перестает работать его звуковая память.

Предлагаем упражнения на выделение на слух слов с шипящими, названных учителем.

Упражнение 1. Помоги малышу правильно произнести слова. Какой звук он не умеет произносить?

а) Уронили ми(с)ку на пол,
Оторвали ми(с) ке лапу;
Всё равно его не бро(с)у,
Потому (с)то он хоро(с)ий.

б) На кры(с)ке голодная мы(с)ка.

Упражнение 2. Замени согласный звук на шипящий.

Рекомендуем другие статьи:

сок (шок), стиль (штиль), сайка (шайка), сутки (шутки), скала (шкала), споры (шпоры) зал (жал), залей (жалей), зевать (жевать), узы (ужи)

Упражнение 3. Замени шипящий звук на другой шипящий звук.

шар (жар), шить (жить), шест (жест), шалость (жалость), широк (жирок)

Саша (сажа), тушить (тужить), крушить (кружить), машет (мажет)

плач (плащ), помочь (помощь), горячий (горящий), лечи (лещи), лучи (лущи)

Объективно сложность выделения [й] вызвана очень кратким, почти мгновенным произнесением этого звука и схожестью его с гласным [и]. К тому же, на наш взгляд, буква й некоторыми «Букварями» вводится преждевременно, потому что к моменту введения ими буквы й у детей еще недостаточно развит фонематический слух (см., например, «Букварь» Н.В. Нечаевой и др.).

К сожалению, при изучении букв е, ё, ю, я, ь и ъ авторы подавляющего большинства «Букварей» (кроме «Букваря» В.В. Репкина и др. и «Букваря» Д.Б. Эльконина) не обобщают способов обозначения [й] в русском языке, а исключение из звукового анализа слов с так называемыми йотированными гласными приводит к тому, что ребенок начинает смешивать буквы и звуки. При работе с этими «Букварями» мы предлагаем не только учить детей слышать [й] и правильно его интонировать, но и сопоставлять его с гласным звуком [и], указывая на: а) слогообразующую роль [и] и отсутствие ее у [й]; б) длительность произнесения [и] и краткость произнесения [й].

Нужно учить детей не только вычленять звук, но и определять его место в слове, а также слышать соседние звуки. Напоминаем учителю, что от места звука в слове и его окружения зависят способы обозначения данного звука на письме.

В русском языке [й] обозначается тремя способами. Способ обозначения [й] зависит от его позиции в слове. Представим это в виде таблицы:

Фонетической ошибке нет! Часть №4.

Фонетической ошибке нет! Часть №5.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *