Фонетической ошибке нет! Часть №5.

Фонетической ошибке нет! Часть №4.

Т.В. КУЛЮКИНА, Н.А. ШЕСТАКОВА,
Брянский государственный университет

III. Неумение детей определять в слове ударный слог обусловлено прежде всего субъективными причинами: учитель не вооружил ребенка специальными приемами для выполнения этого вида деятельности, не провел достаточного количества тренировочных упражнений; задания на выделение ударного слога, используемые учителем на уроке, как правило, бывают неинтересными и однообразными. Следует отметить и объективный характер этих трудностей: в учебниках отсутствуют специальные упражнения по данной теме.

Для определения ударного слога учащиеся должны овладеть следующими приемами: а) позвать слово, выделяя ударный слог протяжным произнесением (кали-и-и-на); б) спросить с удивлением, начиная со слова это и произнося ударный слог с большей силой: Это калИна? в) переставить ударение на другие слоги: калина, калта, калина (в скобках заметим, что здесь необходимо использовать смыслообразующую роль ударения). Этот прием является также приемом самоконтроля, который требует специального обучения (см. работы А.А. Бон-даренко и П.С. Жедек).

Эту работу следует начинать с упражнений со словами-омографами (обязательно состоящими из одинаковых букв и звуков, но отличающимися местом ударения).

Упражнение 1. Учитель читает стихи Я. Козловского, дети ищут слова-омографы и составляют их слого-ударные схемы.

Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
Не мука, а мука —
Поварам наука.

Упражнение 2. Учитель читает загадки на слова-омографы, дети разгадывают их и составляют слого-ударные схемы слов-отгадок.

Я — травянистое растенье
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударенье,
И превращаюсь я в конфету.

(ирис — ирис)

IV. Неверное членение слова на слоги связано с тем, что авторы-составители «Букварей» отталкиваются от разных фонетических теорий слогоделения, а учителя, как правило, подменяют их орфографической теорией деления слова на слоги.

Навык слогоделения очень важен для ребенка, потому что он является базовым для первоначального навыка чтения и письма, а также правильного произношения.

У ребенка фонетическое умение делить слова на слоги закладывается учителем еще в период обучения грамоте. Но учитель часто сам не владеет необходимыми для этого приемами и, как следствие, не формирует их у ученика. К тому же в учебниках отсутствует необходимое количество упражнений по выработке данного умения, что, естественно, влечет за собой недостаток их в работе учителя.

В новых «Букварях» встречаются отдельные приемы обучения детей слогоделению, которые представляют интерес для любого учителя, работающего с первоклассниками. Мы предлагаем использовать их в такой последовательности: а) прием скандирования («Букварь» Д.Б. Элькони-на); б) прием говорения («АБВГДейка» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой); в) прием упора подбородка о тыльную сторону ладони («Букварь» В.В. Репкина и др.). Следует помнить, что подбор слов для сло-

гового анализа с помощью этого приема ограничен, так как ребенок может почувствовать касание подбородка о ладонь только при произнесении слов с гласными [а] и [о]; г) прием выделения гласных звуков и по их количеству определения количества слогов («Букварь» В.В. Репкина и др., «Букварь» Р.Н. Бунеева и др., «Букварь» Н.В. Нечаевой и др.); д) прием моделирования (составления) слоговых моделей (он есть во всех учебниках по обучению грамоте); е) чтение по слоговым моделям (предлагаем его использовать как прием самоконтроля).

Для освоения и закрепления этих приемов могут служить следующие упражнения.

Упражнение 1. Игра «На стадионе». Учащиеся воссоздают отдельные речевки болельщиков спортивных команд.

Упражнение 2. Игры «Научи малыша говорить», «Научи попугая говорить». Смысл этих игр в том, что дети, обучая малыша или попугая, произносят слова по слогам.

Таким образом, мы надеемся, что предложенные пути предупреждения фонетиче-с-ких ошибок у младших школьников помогут учителю предотвратить их возникновение.

ЛИТЕРАТУРА

  • Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
  • Бондаренко А.А. Работа над ударением в начальных классах // Начальная школа. — 1989. — №2.
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука: Учебник для первоклассников. — М.: «Балхасс», «С-инфо», 1996.
  • Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. — СПб.: Детство-Пресс, 1999 (Серия «Учительский портфель».)
  • Горецкий В.Г. и др. Азбука: Учебник для I класса четырехлетней начальной школы. — М.: Просвещение, 1996.
  • Горецкий В.Г. и др. Букварь для I класса четырехлетней начальной школы. — М.: Просвещение, 1998.
  • Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. — М.: Просвещение, 1999.
  • Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. — СПб.: Союз, 1998.
  • Левин В.Л., Жедек П.С. Умный магнитофон. — Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1991. Репкин В.В. и др. Букварь (Программа развивающего обучения). — Харьков — Томск: Пеленг, 1995.
  • Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по специальности «Педагогика и методика начального обучения». — М.: Просвещение, 1993.
  • Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина — М.: Просвещение, 1993.
  • Эльконин Д.Б. Букварь: Учебник для четырехлетней начальной школы. — М.: Просвещение, 1998.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *