Формирование духовности средствами музыки

И.А. КОЛТУНОВА,
учитель высшей категории,
Нижегородская область, пос. Перевоз

Все образовательные процессы и приемы, которые мы используем, чтобы научить ре­бенка владеть методами обучения на основе рационального мышления, совершенно не­достаточны для воспитания того, что при­нято называть духовностью. Дефицит зна­ний в этом отношении настолько велик, что современные учителя и педагоги не замеча­ют огромной опасности, ибо не неся духов­ности в воспитательном процессе, мы теря­ем не только личность, но и человека.

Духовное возрождение народов России не будет достигнуто без восстановления ис­торической преемственности традиций рус­ской народной жизни и святынь православ­ной веры. Каждому здравомыслящему че­ловеку ясно, что нельзя построить личной жизни и благополучия без любви. В наше время природа, а вместе с ней и человек, как никогда ранее, нуждаются в особой, высшей любви. Это восходит к истокам сла­вянской и многих других культур и рели­гий. Об этом говорит не только людской опыт, но и православное вероучение. Все­ленский смысл любви был определен в Евангелии, он же лежит в основании право­славия и выражен десятью заповедями За­кона Божия и заповедями блаженства.

Сегодня каждый современный учитель должен иметь методическое пособие по раз­делу отечественной истории, где подробно прослеживается история православия, так как судьба православия тесно переплетает­ся с духовностью русской культуры, систе­мой воспитания и образования.

Возрождая традиции и принципы русского воспитания и образования, полезно вспомнить педагогическое наследие Владимира Монома­ха, направленное на воспитание таких качеств, как соборность, правдивость, честность, добро­желательность, жертвенность, доверие к лю­дям. Издревле известна тяга русского человека к художественному восприятию жизни, к ее об­разной интерпретации и оформлению. Доста­точно вспомнить песни, былины, сказки, хоро­шо развитое иконописание, народные промыс­лы и ремесла (избы, терема, соборы, вышивки, золотое шитье, вязание кружев и т.д.).

Одной из основных задач учителя явля­ется духовно-нравственное воспитание, оказание помощи в обретении истинной ве­ры, в ощущении и понимании православ­ной культуры как важной особенности на­циональной истории и культуры. В началь­ной школе даются самые главные, осново­полагающие понятия: добро, зло, грех, со­весть, поступки, Новый Завет, Нагорная проповедь, жития святых.

Постепенно, в общей связи, не навязы­вая, в наглядно-образных рассказах, хоро­вых песнопениях, музыкальных сказках, притчах и т.д. учитель должен донести до ребенка поставленные перед собой задачи.

Большую роль в поле искусства, на мой взгляд, как учителя-методиста, занимают уроки музыки, так как музыка воздействует на эмоциональную, духовную сферу ребен­ка, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Учитель же сво­им отношением к музыке, своим непосред­ственным участием в ее исполнении спо­собствует воспитанию ума и сердца ребен­ка. Детская душа в одинаковой мере чувст­вительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии.

Музыкальное воспитание — это не вос­питание музыканта, а прежде всего воспита­ние человека. Задача учителя музыки состоит в том, чтобы осветить историю возникнове­ния и развития православной музыки в Рос­сии через понимание произведений русских композиторов. На уроках музыки учитель должен ставить перед собой более широкую задачу: ввести учащихся в мир большого му­зыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров (начиная от церковных песнопений до лирической современной песни).

Рекомендуем другие статьи:

Музыкальные произведения, включен­ные в программу, надо рассматривать лишь как пример, поясняющий тип, характер и степень сложности музыки, которая может быть привлечена к данному уроку. При этом следует помнить, что отбор произведений для музыкальных занятий в школе требует большой тщательности. Каждое из взятых учителем произведений должно быть худо­жественным, увлекательным для детей, пе­дагогически целенаправленным. Русский композитор П.И. Чайковский должен войти в души детей не только как человек, который любил и понимал природу и великолепно во­плотил ее красоту в своих музыкальных про­изведениях. Композитор был прежде всего человеком православным, он любил свою землю, народ, знал его обычаи, написал ряд церковных песнопений «Слава в вышних Бо­гу», «Богородице Дево», «Отче наш».

При изучении произведений П.И. Чай­ковского рекомендуется использовать в про­граммах эстетического цикла блочный ме­тод обучения (шаталовский метод) по теме «Природа в произведениях П.И. Чайковско­го» (время года «Осень»). На первом уроке полезно вывести детей в природу, в школь­ный сад. Ребята должны увидеть и почувст­вовать красоту природы, назвать приметы осени, прочитать стихи, поговорки, услы­шать звуки в природе и отметить их. Только после экскурсии дети прослушивают фраг­менты из произведений «Грустная песня», «Осенняя песня». Послушав мелодии, пред­ложить детям самим определить характер произведений. После этого учитель называ­ет композитора этих произведений и дает короткую биографическую справку. На сле­дующем уроке и на дополнительных заня­тиях (это могут быть хоровой, вокальный кружки) дети более полно узнают творчес­кую биографию П.И. Чайковского.

На протяжении нескольких лет мы еще не раз будем возвращаться к творчеству Чайковского. В IV классе при прохождении темы «Времена года» раскрываются не только художественные особенности музы­кальных произведений, в которых запечат­лена тема природы, но и выделяются черты личности композитора как человека право­славной веры.

На заключительном уроке мы прослу­шиваем в записи церковные песнопения «Отче наш», «Богородице Дево», дети ра­зучивают хором одно из произведений. В один из дней было организовано посе­щение храма с целью более полного пони­мания художественных особенностей пра­вославной культуры.

Палитра исполнения музыкальных произ­ведений в школьных программах должна быть шире, начиная от старинной музыки до многоликой современной. Желательно до­полнительно включить в программу произве­дения русских композиторов Бортнянского, Смоленского, Кошминой, Филатовой. Когда прослушиваются духовные сочинения в ис­полнении детских хоровых студий, следует учитывать специфику исполнения во время или перед богослужением, определенные ка­ноны, предписанные православием.

Обучая детей, учитель непрерывно учится сам. Рекомендую учиться на приме­ре Евангелия, постараться раскрыть для се­бя педагогическое содержание Нового Заве­та. Основным мотивом работы учителя должно быть глубокое личное убеждение в необходимости и истинности преподавае­мых знаний, внутренняя установка на спо­койное, доброе общение, любовь к детям.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *