Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности

И.Ю. ИВАНОВА,

учитель начальных классов, школа № 29, г. Смоленск

Анализ практики показал, что в начальной школе работа по формированию коммуникативных навыков часто проводится бессистемно, т.е. не учитывается последовательная взаимосвязь в овладении коммуникативными действиями. Учителя испытывают трудности в организации соответствующей деятельности, так как в условиях вариативных образовательных технологий сложно найти адекватные методы стимулирования учеников к эффективному взаимодействию [1, 4].

В связи с этим мы определили цель нашего исследования: анализ путей формирования социальных умений и коммуникативных навыков у первоклассников, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

  • учить преодолевать застенчивость, формировать умение раскрепощаться;
  • развивать язык жестов, мимики, пантомимики;
  • научить осознавать собственные чувства, эмоции, разные эмоциональные состояния других людей;
  • развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать чувства словами.

Для достижения положительных результатов были использованы следующие методы и приемы:

— словесные (рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, чтение художественных произведений);

— наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, презентаций);

— практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, театрализация, решение социально-нравственных задач);

— игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация, пальчиковые игры, психогимнастика, ниткопись, дыхательные гимнастики, подвижные игры, сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений).

Опыт работы с первоклассниками показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ученику установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. С этой целью полезно использовать игры на развитие эмоциональной отзывчивости учеников.

Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания учеников, у них возникает потребность в общении, в ходе которого на основе ярких эмоциональных переживаний развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникает новое отношение к окружающему его миру.

Для налаживания диалогического общения полезно использовать настольно-печатные, дидактические игры, такие, как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, школьники учатся соблюдать правила, вежливо обращаться друг к другу, отстаивать свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», ученики закрепляют правила вежливого этикета. Важное средство развития навыков совместной деятельности — сюжетно-ролевая игра. Важно, чтобы в ней участвовал и взрослый, задающий наводящие вопросы, помогающий первоклассникам обыграть сюжет. В таких играх отражаются разнообразные общественные отношения, поступки, проявляются эмоции.

Во внеурочной деятельности школьники могут выполнять изделия в технике ниткопись, произведения в которой создаются с помощью нитей, уложенных на шероховатом или ворсистом материале. После создания изображения, учащиеся закрывают глаза и придумывают сказку о «нарисованном» предмете.

Занятия психогимнастикой — мощный стимул развития коммуникативных умений. На них учатся выражать эмоции, преодолевать барьеры в общении. Через развитие эмоциональной сферы они лучше понимают себя и других, учатся самовыражаться.

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной и проектной деятельности. Вместе с первоклассниками можно инсценировать сценки, юморески, короткие сказки, создавать небольшие проекты и мини&презентации («Мир наших увлечений», «Азбука здоровья» и др.).

В заключение подчеркнем, что работа по формированию коммуникативных навыков у первоклассников способна обогатить их социальный опыт и, возможно, устранить большую часть проблем в общении.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Кононова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2002.
  2. Лесняк И.В. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2011.
  3. Играем?.. Играем!!! Пед. руководство играми детей дошкольного возраста. М., 2005.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *