Формирование нравственных ценностей при изучении творчества В.А. Осеевой

К.К. ЕРЕМИНА,

пос. Красный Богатырь, Новомосковский район, Тульская область

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, актуальных на протяжении всей истории развития человечества.

Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. В это время закладываются основы дальнейшего становления личности.

Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека.

Нравственные ценности — высшие ценности человека. Главными категориями, их определяющими, являются категории добра и совести, должного во благо.

Традиционно выделяют три направления формирования нравственных ценностей: когнитивное, эмоциональное, поведенческое.

Отсюда вытекает, что на формирование нравственных ценностей оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции, воля. Это важно учитывать педагогу при организации работы, направленной на формирование нравственных ценностей.

Младшие школьники, прежде всего, должны усвоить такие ценности, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных ценностей в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Большое значение при формировании нравственных ценностей имеет чтение художественной литературы. Воздействуя на чувства детей, художественное произведение помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Примером литературных произведений, способствующих формированию нравственных ценностей, могут быть рассказы для детей В.А. Осеевой.

Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из ее коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Повествования В.А. Осеевой дают читателям образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах В.А. Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или, наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.

Знакомясь с произведением В.А. Осеевой «Плохо», дети приходят к выводу: «Плохо быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, черствость». Анализируя поступки и поведение детей в произведении В.А. Осеевой «Перышко», читатели уличают Федю в нечестности, нахальстве, лживости, говорят, что порядочный, застенчивый, стыдливый Миша не проявил настойчивости, не сумел отстоять правду, так как оказался в данной ситуации мямлей, не смог внятно и спокойно все объяснить. Без внимания не остались и одноклассники Феди и Миши. Равнодушие, безразличие, несправедливость трогали детские души.

Валентина Александровна Осеева дает детям мудрый совет: «…мало уметь читать, надо уметь думать, …думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных». Произведения В.А. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души, как эгоизм, жадность, злоба и предательство, отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легко, интересно, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями. Скупо, порой несколькими фразами создает писательница сцены, где рельефно показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, с незнакомыми людьми, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Так писать для детей В.А. Осеева училась у великих предшественников — Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.

Способы отражения нравственных ценностей в произведениях В.А. Осеевой как косвенные, через пробуждение адекватных эмоций, так и прямые, через реплики персонажей, в основном взрослых, выражающих позицию автора. В некоторых рассказах присутствует также опосредованное отражение ценностей, автор показывает образец поведения, как надо себя вести или же, наоборот, к чему приводит плохое поведение.

Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный нравственный вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?».

Например, в рассказах «Волшебное слово», «До первого дождя», «Просто так», «Что легче?» нравственные ценности отражаются прямым способом через реплики и действия персонажей. Косвенный способ можно наблюдать в следующих рассказах: «Навестила», «На катке», «Отомстила», «Вырванный лист», «Печенье», «Перышко». В них нравственные ценности отражаются через пробуждение адекватных эмоций к ценностям, через бездействие персонажа или случай, произошедший с персонажами. В качестве примеров опосредованного способа отражения нравственных ценностей можно привести рассказы «Девочка с куклой», «Сыновья» (автор дает образец поступка), «Синие листья» (через оценку учителя действий девочек), «Добрая хозяюшка» (автор показывает результат, к чему привело поведение девочки).

На базе школы № 54 г. Тулы проводилось исследование по определению уровня сформированности нравственных ценностей у второклассников. Настоящее исследование предполагало решение следующих задач: выявить уровень сформированности у учащихся II класса таких ценностей, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям (в том числе и к старшим), и на этой основе разработать внеклассные мероприятия с целью формирования данной группы ценностей.

В качестве критериев оценки сформированности названных ценностей были выбраны когнитивный, эмоциональный и поведенческий. По когнитивному критерию диагностическим инструментарием явилось анкетирование и анализ продуктов деятельности (письменный анализ учащимися текстов нравственного содержания, незаконченное предложение), тестирование.

По эмоциональному и поведенческому критерию — наблюдение, создание ситуаций выбора.

По итогам диагностирования уровня сформированности нравственных ценностей выяснилось, что всего лишь у пяти человек уровень высокий. У этих учеников имеются нравственные убеждения, положительные эмоциональные переживания, связанные с той или иной нравственной ценностью; нравственные ценности проявляются у них в поведении, они отзывчивые, внимательные к одноклассникам и учителю, вежливые, добрые.

У девяти человек средний уровень сформированности нравственных ценностей.

У шести человек был зафиксирован низкий уровень сформированности нравственных ценностей. Он проявляется в том, что у школьников преобладает значимость внешних мотивов в ценностном поведении, отсутствуют собственные убеждения. Учащиеся не умеют объяснить, почему они считают то или иное качество личности хорошим, не способны высказать свою точку зрения.

Диагностирование показало, что многие ученики в классе удовлетворение своих материальных потребностей ставят выше, чем нравственные ценности. Создание ситуаций выбора и наблюдение показало, что большинство учеников равнодушно относится к чужим проблемам, школьники ведут себя более или менее нравственно только под контролем со стороны взрослых. Без явного контроля ценности в поведении проявляются не ярко.

Это свидетельствует о том, что необходимо целенаправленно формировать у детей такие нравственные ценности, как добро, внимательное и уважительное отношение к другим людям.

Приемами формирования нравственных убеждений могут быть оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя, объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя, оправдание оступившегося героя.

Следующая группа приемов направлена на формирование нравственных чувств посредством сопоставления, сравнения чувств персонажей и собственных чувств читателей. Это может быть подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя); составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения; написание письма герою.

С целью закрепления усвоенных ценностей в поведении можно использовать прием инсценирования (обыгрывания) похожих ситуаций, прием «совершай добрые дела».

Перечисленные приемы использовались в таких внеклассных мероприятиях, как классный час в виде этической беседы «Порадовать близких — как это просто», утренник-праздник «Доброе слово — что ясный день», литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости».

Вот несколько примеров, как реализовывались в воспитательной работе выделенные приемы. При изучении рассказа «Бабка» был использован прием «написание письма литературному герою». Школьникам было дано задание: написать в письме мнение о самом мальчике, объяснить ему, что он делал неправильно и как надо было вести себя, а также дать советы, как вести себя по отношению к родителям и товарищам.

На втором мероприятии, утреннике, при знакомстве с рассказом «Ни за то и ни за это» был использован прием, направленный на закрепление усвоенных ценностей в поведении, — «инсценирование рассказа».

Произведение маленькое и хорошо подходит для инсценирования. Сначала школьникам было дано задание после прочтения инсценировать данный рассказ. После этого учащимся было предложено обыграть похожие ситуации, придумать свою маленькую сценку, в которой бы ученики помогали друг другу просто так. Учащиеся с удовольствием придумывали и обыгрывали собственные ситуации. Это помогло им лучше усвоить, что добрые дела надо совершать бескорыстно.

Как показал опыт, для учащихся такая работа интересна, познавательна и носит воспитывающий характер: они активно включаются в работу и с охотой делятся чувствами и переживаниями.

Конечно, процесс формирования нравственных ценностей длится всю жизнь, невозможно сделать детей нравственными за три мероприятия. Но организация подобной работы помогает сформировать у них понимание значимости доброты, уважения, внимательного отношения к другим людям и честности в жизни человека.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 2003.
  2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. М., 2005.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1999.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *