Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть №1)

Тема «Глагол». IV класс.

ЕЛ. ГОГУН,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

В условиях развивающего обучения фор­мирование познавательной деятельности и овладение предметными знаниями сливают­ся в единый процесс. Одним из условий, спо­собствующих осознанию учащимися систе­мы понятий и своей мыслительной деятель­ности, является использование обобщаю­щей, систематизирующей наглядности.

Одна из целей применения обобщающей наглядности на уроках русского языка — формирование грамматических понятий. В преподавании языка наглядностью слу­жит сам язык, а грамматические термины, лингвистические определения выступают как обобщения. В графической форме воз­можно отражение только обобщений, об­щих закономерностей языка, отвлечение от несущественных признаков, конкретных значений, поэтому графичность (изобрази­тельность) можно считать отличительным признаком обобщающей и систематизирую­щей языковые связи наглядности. Таким об­разом, графические средства соответствуют словесным формулировкам языковых обоб­щений и обобщенность графической на­глядности именно при изучении языка явля­ется ее существенным признаком.

К графической наглядности традицион­но относят таблицы, схемы, условные ри­сунки, использование цвета, особого шриф­та, сочетание названных средств. Все пере­численные наглядные средства (и их эле­менты) могут быть объединены в одну группу, что следует из определений этих по­собий, принятых в дидактике.

«Таблицей принято называть цифровые, текстовые, а также различные условные обозначения, расположенные правильными рядами, колонками, столбиками в опреде­ленной системе, соответствующей теме и задаче работы» (1). Табличная форма — один из основных характерных признаков этого наглядного пособия. Заголовок, ком­позиция таблицы, ее пересеченность со­ставляют способ изображения связей, при­сущих изучаемому материалу. Овладение формой таблицы одновременно является и овладением смоделированным понятием.

Большей степенью абстракции, симво­лизма и обобщенности характеризуются схемы. «Схема — это условное обозначе­ние какого-либо предмета или явления, передающее только основные, наиболее существенные его признаки, исключаю­щее все внешнее и второстепенное… При помощи схемы в условной графической форме могут быть показаны и отвлечен­ные категории» (2). Именно на этой осо­бенности схем основывается их всесто­роннее и частое использование при изуче­нии теории языка.

Элементы таблиц и схем могут нахо­диться в разных отношениях. Схемы могут включаться в таблицы или, напротив, их включать. Одно и то же явление может быть изображено в виде схемы и в виде таблицы. Дополнительное перекодирование понятия способствует дополнительному переосмыс­лению его признаков и операций, направ­ленных на усвоение его признаков и спосо­бов оперирования ими.

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №2)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *