Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть №2)

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №1)

Тема «Глагол». IV класс.

ЕЛ. ГОГУН,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Кроме схем и таблиц к графической на­глядности относят использование схемати­ческих рисунков, которые передают не столько чувственный образ, сколько опреде­ленный сигнал, знак, выражающий обоб­щенное значение; использование цвета; не­обычного шрифта как сигналов особого ро­да. Все эти знаки не всегда связаны с пря­мым значением выделенного (3).

Графическая наглядность (ГН) при обу­чении русскому языку — это наглядность, направленная на формирование теоретичес­ких лингвистических обобщений. Она мо­делирует грамматическое понятие и спосо­бы оперирования им в условной графичес­кой системе обозначений: системном распо­ложении частей изображения в пространст­ве (таблицы), схематических знаках (ис­пользование цвета и особого шрифта, под­черкивания, стрелок, условных значков, принятых в лингвистике, рамок, учебных пиктограмм и т.д.).

Умение использовать ГН принадлежит к умениям, которые могут легко варьиро­ваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщенным общеучебным умением. Однако обобщен­ные умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности, на уроках русского языка од­новременно с грамматическими умениями, т.е. теми умениями, в результате овладения которыми формируется лингвистическое понятие.

Рассмотрение в структуре познава­тельной деятельности частных операций, составляющих умение применять графи­ческую наглядность при изучении грам­матической темы, позволило соотнести общеучебные и предметные умения (таб­лица 1).

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №2)

При сопоставлении общеучебных и грамматических умений выявляется их взаимообусловленность. Так, например, при озаглавливании таблицы, назывании схемы умение соотносить название табли­цы и название граф таблицы, название схе­мы и ее элементов и умение соотносить грамматическое понятие и его категории (см. строку № 2 таблицы 1) формируются одновременно.

Как видно из последнего столбика таб­лицы, названные умения по-разному реали­зуются при заполнении и чтении четверо­классниками ГН. К самостоятельному со­зданию таблиц и схем не готово более 98% учащихся. В связи с этим, разумно начинать использование ГН с совместного построе­ния таблиц, схем, рисунков, затем поэтапно обучать школьников заполнению готовых форм наглядности, ее чтению, и, наконец, созданию. При таком целенаправленном обучении к концу IV класса более 85% уча­щихся удается самостоятельно создавать элементарную ГН по русскому языку.

Построение обучения выделенным уме­ниям возможно при изучении любой грам­матической темы. В науке и школьной прак­тике известно, что наиболее сложна для учащихся тема «Глагол», так как глагол об­ладает богатством значений и форм, слож­ной системой многочисленных признаков. Поэтому наиболее целесообразно использо­вание ГН при изучении глагола.

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №3)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *