Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть №3)

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №2)

Тема «Глагол». IV класс.

ЕЛ. ГОГУН,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Анализ изучения темы «Глагол» и со­провождающей наглядности, присутству­ющей в современных учебниках русского языка для начальных классов (4) показал преимущества учебно-методического ком­плекта Т.Г. Рамзаевой, который включает «Программу по русскому языку» для четы­рехлетней начальной школы, учебник «Русский язык» для IV класса, методичес­кое пособие для учителей (5). В связи с этим обучение учащихся использованию наглядности подчиняется методическим принципам, реализованным в названном комплекте.

Работа над формированием системы умений по использованию ГН при изучении темы «Глагол» в IV классе можно начать с частичного создания и заполнения таблицы «Части речи».

До работы с таблицей у учащимися не­обходимо выяснить, к изучению какой темы они приступают, какие части речи изучали до этого, что общего и что различного у ча­стей речи, что детям пока неизвестно о гла­голе по сравнению с другими частями речи. Учитель предлагает провести сравнение ча­стей речи по таблице «Части речи» и выяс­нить, какие признаки глагола будут изучать­ся на предстоящих уроках. Так формируют­ся умение соотносить учебную задачу и на­звание таблицы и умение соотносить учеб­ную задачу и грамматическое понятие, не­обходимое для ее решения, создается мотив использования таблицы, мотивируется изу­чение грамматической темы.

Далее учитель выясняет у учащихся, ка­кие столбики и строчки будут в таблице, ка­кие части речи будут сравниваться, сколько этих частей речи, и, следовательно, сколько столбиков будет в таблице. Учащиеся соот­носят название таблицы «Части речи» и изучаемые значимые части речи («имя су­ществительное», «имя прилагательное», «глагол»), предлагают выделить три стол­бика, озаглавить их. На этом этапе целесо­образно познакомить детей с принципом построения таблиц (n + 1), объяснить, что в первом столбике необходимо отмечать при­знаки понятий, или (n + 2), что при боль­шом количестве граф их необходимо прону­меровать для удобства в работе. Таким об­разом, одновременно формируется умение соотносить название таблицы и название граф таблицы, соотносить грамматическое родовое понятие и составляющие его видо­вые понятия (см. таблицу 1, строка № 2).

Далее учащимся предъявляется готовая форма названной таблицы (таблица 2). Уча­щиеся читают названия столбиков и стро­чек, обсуждается, как соотнести ячейки по горизонтали и вертикали, как заполнять пу­стые клеточки, чтобы таблица представляла аналог (заместитель) текста. Учитель пред­лагает при затруднениях пользоваться ли­нейками, уголками. Под руководством учи­теля заполняется столбик «Имя существи­тельное». Так практическим путем учащие­ся формируют умение пользоваться пересе­ченностью таблицы.

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №3)

Это умение совершенствуется, так как столбик «Имя прилагательное» учащиеся заполняют сами. В ходе работы они могут советоваться в парах, осуществлять взаимо­проверку (умения 4 и 5). Заполнение треть­его столбика опять проходит под руководст­вом учителя. Целесообразно при этом сразу сравнивать изученные признаки именных частей речи и изученные и неизвестные признаки глаголов, на месте неизвестных признаков ставить карандашом знак вопро­са, чтобы далее по мере изучения темы эти значки изменять.

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №4)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *