Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть №4)

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №3)

Тема «Глагол». IV класс.

ЕЛ. ГОГУН,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

В начале обучения целесообразно чаще использовать прием заполнения. Это связа­но с несформированностью у учащихся умения контролировать свою деятельность (таблица 1, строчка № 5). Незаполненный элемент таблицы и схемы зримо, наглядно обозначает необходимость выполнения оп­ределенного действия, применения опреде­ленного умения.

Так, задание озаглавить таблицу с про­пущенным названием способствует форми­рованию умения соотносить название таб­лицы и название граф таблицы, умения со­относить грамматическое понятие и его ка­тегории. Например, при работе над темой «Изменение глагола по временам», предла­гается вставить в название таблицы (табли­ца № 3) пропущенные слова. Для этого сле­дует сначала прочитать названия строчек таблицы, подобрать видовую пару глаголов (лучше образованную суффиксальным спо­собом, так как префиксальное образование видовой пары уже предъявлено глаголами- индикаторами делать и сделать), изменить подобранные глаголы в соответствии с на­званиями строчек и вопросами. В ходе вы­полнения заданий учащиеся актуализируют изученный в III классе материал, совершен­ствуют следующие умения: умение соотно­сить названия строк и столбиков таблицы и содержание ячеек, название времен глаго­лов, вид глагола (без употребления терми­на) и временные формы конкретных глаго­лов (таблица 1, строчка 4), умение пользо­ваться пересеченностью таблицы (таблица 1, строчка 3), умение контролировать свои действия, соотносить названия времен гла­голов и вопросы к глаголам (таблица 1, строчка 5).

После заполнения таблицы учащиеся без затруднения озаглавливают ее Измене­ние глаголов no временам, демонстрируя умение соотносить названия времен глаго­ла и изменяемость глагольной категории времени.

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №4)

Для формирования умения соотносить учебную задачу и грамматическое явление, представленное в таблице 3, возможны сле­дующие задания с использованием назван­ной таблицы:

  1. определите время глагола;
  2. самостоятельно измените глагол по временам;
  3. сравните глаголы видовой пары, для этого сначала выявите сходство и отличие в значениях, разберите пару слов по составу, а затем сравните временные формы;
  4. поставьте глагол в начальную форму;
  5. поставьте глагол в начальную форму для выяснения типа спряжения;
  6. от начальной формы глагола образуйте временную форму с безударным окончанием;
  7. соотнесите состав слов в начальной форме глагола и в форме прошедшего вре­мени, сделайте вывод о написании безудар­ного суффикса в прошедшем времени;
  8. поставьте глагол с безударным гла­гольным суффиксом в форму прошедшего времени.

В каждом из названных случаев необ­ходимо оговаривать, с какой целью плани­руется использование таблицы: чтобы проверить, как научились изменять глаго­лы по временам, чтобы пронаблюдать за изменением по временам двух групп гла­голов (видов), чтобы грамотно написать окончание глагола, грамотно написать суффикс и т.д.

Опыт работы в школе показывает, что использование таблицы 3 эффективно, если за время изучения темы она применяется не менее 7-9 раз в различных условиях.

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №5)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *