Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть №5)

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №4)

Тема «Глагол». IV класс.

ЕЛ. ГОГУН,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Для формирования мотивации в исполь­зовании ГН возможно не только озаглавли- вание таблицы и решение практической за­дачи с опорой на наглядность, но и поиск таблицы, способной облегчить выполнение теоретической или практической задачи, обсуждение названия и соотнесение с воз­можными вариантами использования.

Аналогично может проводиться работа над использованием таблиц и схем: Таблица для изменения глаголов no временам (часть общей таблицы), Изменение глаголов в про­шедшем времени, Таблица для изменения глаголов в прошедшем времени по родам, Неопределенная форма глаголов, Схема со­става глаголов в неопределенной форме и в прошедшем времени и т.д.

Работа по заполнению таблиц подготав­ливает учащихся к безошибочному осо­знанному анализу и использованию богатой графической наглядности учебника[1] (6 — здесь и далее). На этом этапе работа направ­лена на перенос системы умений по исполь­зованию ГН из условий ее конструирования под руководством учителя и самостоятель­ного заполнения в условия чтения.

Например, при изучении подтемы «Из­менение глаголов по лицам и числам» зада­ние учебника на с. 184 Прочитай таблицу для слабых учащихся можно конкретизиро­вать. Например, спросить, как названа таб­лица, какие признаки глагола вынесены в названия столбиков и строчек, и, следова­тельно, как изменяются глаголы в таблице, какая часть слов выделена автором учебни­ка и с какой целью (совершенствование умений 1, 2, 3 и 4, см. таблицу 1)? Для про­верки осознанности чтения следует попро­сить учащихся устно при помощи таблицы проспрягать подобранные ими самостоя­тельно глаголы (умение 5, таблица 1).

Рекомендуем другие статьи:

Полезно соотнести название таблицы с названием темы, вопросами «Почемучки», словесной формулировкой спряжения на странице 185, задачами упражнения 424. Задания подобного типа направлены на осо­знание учащимися задач наглядности в структуре учебника, формированию умения читать таблицы с определенной целью (умение 1, таблица 1).

Аналогичные задания при работе над таблицей и схемой на странице 189 учебни­ка можно дополнить следующими задания­ми: озаглавить наглядность, соотнести таб­лицу и схему, рассказать о двух типах спря­жения, используя по выбору ученика либо таблицу, либо схему, использовать схему при определении типов спряжения глаголов в ходе выполнения упражнений.

Использование наглядности учебника может быть и подготовкой к самостоятель­ному созданию наглядности. Например, можно предложить детям перенести схему в тетрадь, обозначив принадлежность лич­ных окончаний глаголов к одному из типов спряжения при помощи двух ярких цветов. Скажем, одним цветом раскрасить цифру 1, буквы е, у, ю в окончаниях, а другим цве­том — цифру 2 и буквы и, а, я.

Наглядность учебника, созданного Т.Г. Рамзаевой, призвана


[1] (Здесь и далее) Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для IV класса четырехлетней начальной школы. — М.: 2001.

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №6)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *