Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть №6)

Графическая наглядность на уроках русского языка (Часть  №5)

Тема «Глагол». IV класс.

ЕЛ. ГОГУН,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры методики начального обучения русскому языку
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

решать различные задачи. Среди них можно назвать организа­цию наблюдений над языковым материалом, обобщение, овладение формулировками по­нятий и явлений, способами оперирования понятиями и использования их, осознание алгоритмов действий, систематизацию мате­риала, использование наглядности как спра­вочника и т.д.

Для того чтобы учащиеся осо­знавали многофункциональность схем и таб­лиц, необходимо не только неоднократно ис­пользовать материал учебника, но и каждый раз уточнять, с какой целью применяется на­глядность. Осознание мотивов использова­ния совершенствует умение 1 (таблица 1), является предпосылкой для переноса знаний в различные условия деятельности.На последних этапах изучения темы (в данном случае «Глагол») можно чаще пред­лагать учащимся самостоятельно использо­вать элементы наглядности для решения как конкретных, так и обобщающих и система­тизирующих заданий. Учащиеся IV класса после целенаправленного обучения самостоятельно создают таблицы для изменения форм глагола, уверенно используют цвет, выделение шрифтом при организации запо­минания, с удовольствием соединяют стрелками части схем, многие создают свои схемы; при подготовке к ответу на вопросы упражнения 512, где предлагается расска­зать о глаголе по плану и подобрать приме­ры, более 75% учащихся используют крат­кие схематические записи. При работе над темой «Повторение» дети обращаются к па­мяткам учебника и самостоятельно состав­ленным памяткам. Многие учащиеся пыта­ются «свести» все знания о частях речи не только в теперь уже заполненной таблице Части речи, но и схематически обозначить категориальные грамматико-синтаксичес- кие связи частей речи.

Систематическое использование нагляд­ности не только позволяет учащимся овла­деть этим общим умением, но и существен­но изменить уровень осознанности системы глагольных признаков, повысить грамот­ность, и, что самое важное, усилить интерес к изучению глагола.

Большую помощь в актуализации ранее полученных знаний и мотивации дальней­шего обучения оказывает предложение учи­теля в начале V класса создать наглядный материал по результатам изучения темы «Глагол» в начальной школе. Так учащиеся быстрее вспоминают признаки понятия и обнаруживают образовавшиеся за лето про­белы. Таким образом, применение нагляд­ности способствует и преемственности в обучении.

В заключение хочется подчеркнуть, что в Учебных стандартах и Программах на­чальных школ (7) не выделяется умение владеть графической наглядностью. Поэто­му задача обучения младших школьников использованию наглядности в познаватель­ной деятельности, направленной на овладе­ние родным языком, состоит не в овладении теоретическими знаниями о наглядности, ее видах, структурных элементах, а в форми­ровании практических действий по приме­нению таблиц и схем. В связи с этим пока­зателем успешности работы целесообразнс считать сформированность системы прак­тических операционных действий, проявля­ющихся в условиях заполнения, чтения, со­здания учащимися ГН.

Кроме этого, лингвисты (8) считают принципиально невозможным создание на плоскости графической наглядности, от­ражающей все богатство языка, все его сложные многоаспектные иерархические связи грамматических категорий происхо­дит только в речи. Следовательно, исполь­зование графической наглядности при изучении учащимися родного языка явля­ется полезным, но далеко не единствен­ным приемом обучения. Применение на­глядности должно опираться на работу учащихся со словом, предложением и, ко­нечно, текстом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конобеевский Н.П. Наглядные пособия как средство обучения в начальной школе. — М., 1958, с. 59.
  2. Конобеевский Н.П. Там же, с. 120.
  3. Дашко Л.И. Наглядные пособия по морфологии русского языка в V-VI классах средней шко­лы и методика их использования: Автореферат … к. пед. н. — М.: 1954; Зельманова Л.М. Мето­дика использования средств обучения на уроках русского языка. — М., 1990.
  4. Гогун Е.А. Применение графической наглядности в целях овладения грамматическим поня­тием «глагол» (сопоставительный анализ современных учебников) // Начальное образование XXI ве­ка. Межвузовский сборник научно-методических статей. — Брянск, 2000. С. 30.
  5. Рамзаева Т.Г. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы // Рус­ский язык. I класс: Книга для учителя. — М., 2000; Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для IV класса четырехлетней начальной школы. — М., 2001; Рамзаева Т.Г. Русский язык. IV класс: Книга для учителя. — М., 2000.
  6. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для IV класса четырехлетней начальной школы. — М.,
  7. 2001.
  8. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. — М.: 2001; Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисципли­ны / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. — М., 1998.
  9. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М.: Высшая школа, 1986. С. 139.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *