«И… о, чудо!» — Создание условий для понимания ребенком самого себя (Часть №1)

Н.И. БЕЛОВА,
преподаватель Высшего педагогического училища (колледжа) № 2, С.-Петербург Л.А. ЛИСТОВА,
учитель С.-Петербургской гимназии № 2, отличник народного образования

Уроки развития речи в начальных классах… Сколько их нужно провести, чтобы научить ребенка общаться, обогатить его словарный запас, научить видеть красоту слова и его значение в речи?

На всех уроках развития речи ведущая роль принадлежит учителю. Ребенок в сво­ей пассивной позиции пытается сделать как можно лучше тот «продукт», который хочет от него получить учитель, определяющий, что и как наблюдать, в какой последователь­ности описывать. Такие уроки, описанные в методических пособиях, не приносили мне удовлетворения. Да, дети выполняли четко все, что нужно, но это носило характер «от сих до сих», явно не хватало творческого начала. За всеми этими восстановленными текстами-изложениями не было видно кон­кретного ученика, работы носили обезли­ченный характер.

Л. Листова: Мне повезло! Несколько лет назад я познакомилась с коллегами из «Нового образования». То, чем они занимались, было для меня откровением… Эти занятия назывались ма­стерскими.

Сначала, участвуя в них, я не понимала, что от меня хотели: ничего не объясняли, серия за­даний…, ты, как кошка, крадешься по каким-то узким, темным коридорам, а потом — бах! Свет! Такой ослепительный, яркий, и ты начи­наешь рассматривать всю красоту мира в его многообразии.

Боже мой, скольким моим ученикам я недо­дала! Как хорошо, что мой теперешний третий класс все это получает! «О, сколько нам откры­тий чудных готовит просвещенья дух…».
А где эти открытия у наших учеников? Что им открывать, если учитель стоит у до­ски и «открывает» и «закрывает» тему сам?

В мастерской все по-другому! Ученик строит свое знание сам, и мысли высказы­вает свои (правильные или неправильные), и описывает своими словами собственные образы. А мастер создает для этого условия (ему трудно, это непривычно — быть в те­ни). Он тоже пишет свои тексты, но его са­мореализация не в этом, а в создании мастерской.

«И… о, чудо!» — Создание условий для понимания ребенком самого себя (Часть №2)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *