«И… о, чудо!» — Создание условий для понимания ребенком самого себя (Часть №3)

«И… о, чудо!» — Создание условий для понимания ребенком самого себя (Часть №2)

Н.И. БЕЛОВА,
преподаватель Высшего педагогического училища (колледжа) № 2, С.-Петербург
Л.А. ЛИСТОВА,
учитель С.-Петербургской гимназии № 2, отличник народного образования

Запрограммированные нами события развивались следующим образом.

Столы были расставлены в виде подко­вы. Посредине, на маленьком столике свеча, накрытая новогодним колоколом (все скры­то салфеткой от детских глаз).

Учитель просит:

— Закройте глаза и побудьте в ожидании чуда… (зажигается свеча). Запишите свои ощущения, состояния и слова-ассоциации, которые пришли к вам в этот момент.

Ребята записывают все, что нужно, на лист бумаги:

Волнение, любопытство, как в сказке, тепло, бархатный снег, комфорт, уют, зве­здное небо, тишина, радость, удивление, страх, забвение, замирание сердца и др.

Далее следуют похожие задания (второе и третье), разница между ними расширяет диа­пазон чуда (см. алгоритм в конце статьи).

Ассоциации на второе и третье задания:

Нельзя было догадаться, странновато, нетерпение, доброта, танец, радость, сан­ки с оленями, нереальное, старина, тепло, мама, вдохновение, пение сказочной птицы, что-то необыкновенное, сюрприз, эност- ранный язык (орфография автора).

Между прочим, именно от этого индук­тора — «эностранного» языка — тут же ро­дилось:

Младенцы — как иностранцы
Среди своих родных;
Мы — поющие, говорящие
Среди них — немых…
Смотрю на чудо мое — внука,
Силится нас понять — Вот мука!
Мир рукопожатия —
Он ему понятнее,
А вокруг чужая речь
Продолжает течь.
Что-то люди говорят — но
Невнятно, чужо, непонятно…
Что-то люди поют — но
Одинок он — и ему неуютно…
Родной мой иностранец — внук,
Хочется тебя не спускать с рук,
Чтобы рос в сердечном тепле
На своей родине — на Земле!

Н. Белова

Только после четвертого задания «Со­ставьте словесный портрет «чуда» происхо­дит первая социализация — запись учи­тельницей на доске высказываний ребят (можно записать на свой лист чужие слова):

Смешное, маленькое, веселое, с больши­ми ушами, большим ртом, фея с перламут­ровыми крылышками и короной на голове, с длинными распущенными волосами; долго­жданное, волшебство, неожиданно.

Создание графического чуда в малой группе (задание: нарисовать чудо) помогает сбросить оставшиеся страхи, почувство­вать плечо сотоварища, выразить в рисунке то, что не удалось словами.

Состояние концентрации на теме состо­ялось — словарный запас вырос, и можно писать первый текст.

— Возьмите чистый лист бумаги и напи­шите текст, в котором были бы слова «И…о, чудо!».

Тексты, записанные на листах, вывеши­ваются на доске и читаются вслух авторами (по желанию).

… В рождественскую ночь девочка не спала. Вдруг она услышала странный звук. Мама пош­ла к елке, и… о, чудо! Она увидела маленького щенка. Это было неожиданное чудо!!!

Рекомендуем другие статьи:

«Поздравляю!» висела записка на ошейнике щенка!

Перед Рождеством всегда много суетятся: заготавливают дрова, елку украшают, убирают дом… Но всегда всё останавливается перед на­чалом чуда. Все прячутся и из своих убежищ на­блюдают появление Деда Мороза.

Он появляется в двенадцать часов ночи и начинаются чудеса. Первым делом, конечно, надо оживить елочку. Стук посохом… и… о, чудо! Елочка танцует! Стук… и появляются подарки! Стук… и звезды засверкали в домике, сотворяя вальс!

Ну и чудеса происходят в Новыш год!

Ох, до Нового года еще целая неделя! А мне, наверное, будет казаться, что она будет длиться целую вечность.

В Новыш год всегда происходит чудо. Я его буду с нетерпением ждать. В двенадцать часов бьют часыг, и… о, так и захватывает дух. Ну, когда же это чудо произойдет? Не дождаться! Тут я начинаю ворчать:

— Ну где же это крылатое, с палочкой, вол­шебное чудо?

И вдруг влетает фея и…

Я не успела додумать, потому что в комна­ту вошла мама и сказала:

— Что задумалась? Давай учи уроки!

Неожиданная встреча…

Так… Так… Повесил носочек, вот шапочка, так-так… Где тут свечки на елку? А, вот они. Ну все, вроде нарядил. Так, гирлянду включил, свечки тоже зажег… Все, можно идти… И… о, чудо!

— Кто вы? — растерявшись, сказал я Де­душке Морозу.

Ой! Почему я на стуле?! Это быт сон? А мо­жет и нет, елка-то наряжена…

Чудо.

Жду я праздник,
Новыш год.
Дед Мороз
Ко мне придет.
И… о, чудо! Появился,
Дед Мороз ко мне домой,
И подарки он принес
Целою горой.

Что такое это чудо?
Где взялось оно, откуда?
Может, ветром принесло?
Может, снегом намело?
Только чувствую во мне
Наяву или во сне
Будто что-то происходит:
От меня оно исходит?!
Этим с вами поделюсь,
И… о, чудо! Удивлюсь!

Лучше вы, умнее стали,
На уроке не устали…
Есть желание учиться,
И, конечно, не лениться!
Вот так чудо из чудес!

А. Листова

В детском тексте «пророс» словесный портрет чуда, составленный таким способом:

чудесная фея,
улетающий снег,
д приближение чуда,
оживленная птица.

ч тише, ожидание чуда,
у уу-ух, страх,
домишко, ух тыы!
о! удивленье.

Тексты выявили умения детей, которые они приобрели в предыдущих мастерских:

— создание разных типов текстов (про­за, стихи, текст-размышление, повествова­ние, описание);

— работа с ассоциациями в малой группе;

— самоорганизация;

— умение слушать и слышать другого;

— игра со словом;

— взаимообогащение словаря;

— умение преподнести свой текст и принять чужой.

Безусловно, легче придумать и провести обычный урок. Здесь, в мастерской, как вы­разились дети, «трюков» больше. Но имен­но благодаря им, в мастерской состоялись встречи «Человек-Человек» и «Я-Я».

«И… о, чудо!» — Создание условий для понимания ребенком самого себя (Часть №4)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *