Использование учебных материалов по окружающему миру для формирования ИКТ-компетентности учащихся.

Е.В. ПОЛЯКОВА,

учитель начальных классов, школа № 2, г. Болотное, Новосибирская область

Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования является его ориентация на деятельностный характер обучения. Система образования отказывается сегодня от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков: формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью содержания нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность — это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках. Наша общая задача — сделать акцент на формировании этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде. Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения. Учитель должен уметь формировать информационно/образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Необходимо научить каждого учащегося за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.

Работая по УМК «Гармония», мы стараемся максимально использовать возможности учебных материалов по окружающему миру для формирования ИКТ-компетентности учащихся.

В процессе обучения у младших школьников на всех уроках окружающего мира целенаправленно и систематически формируются такие приемы умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Учебная деятельность при этом сочетается с коммуникативной.

Учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе.

Для курса «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой характерны:

  • группировка учебного материала по трем стержневым линиям изучения окружающего мира:

— окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется — наблюдай его, интересуйся тем, каким он был;

— опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима — знай об этом и береги ее красоту и гармонию;

  • последовательное развитие представлений учащихся об окружающем мире:

— о многообразии объектов природы (I и II классы);

— об их изменчивости (III класс);

— о пространстве и времени (IV класс).

Система заданий в рабочих тетрадях составлена с учетом разных возможностей учащихся в усвоении знаний. Это дает возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.

Учебники-тетради служат своеобразным каркасом, объединяющим учебную информацию и методический аппарат (технологию усвоения), ориентированный не на передачу готовых знаний, а на самостоятельный процесс познания учениками окружающего мира. Готовые научные знания преобразованы в такую форму, которая позволяет ребенку, действуя с учебным материалом (самостоятельно или с помощью учителя), овладеть различными способами и методами познания окружающего мира, освоить разные виды учебной деятельности.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения, опыты, экскурсии, результаты которых фиксируются с помощью цифрового фотоаппарата и видеокамеры, обобщаются и представляются в цифровом виде. С первых дней школьной жизни мы учим первоклассников работать с разными источниками информации (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной).

Формированию ИКТ-компетентности способствует выполнение практических, интегрированных самостоятельных и творческих работ, содержание которых предусматривает использование различных источников информации, критическое оценивание и анализ ее достоверности, а также перевод информации из одного вида в другой. Конечно, первоклассники не готовы самостоятельно переводить информацию из одного вида в другой. Здесь вполне оправдана помощь родителей и учителя.

Значительно расширить возможности формирования ИКТ-компетентности, в том числе возможности использования компьютера в учебной деятельности, позволяют занятия факультатива «Страна Фантазия.

Первые шаги в мире информатики».

Далее представлены задания, направленные на формирование ИКТ-компетентности первоклассников.

Использование учебных материалов по окружающему миру для формирования ИКТ-компетентности учащихся.

В процессе изучения предмета «окружающий мир» школьники добывают знания из различных источников, используя разные способы познания. Они начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать роль человека в мире; начинают осознавать, что мир красив, многообразен, един, изменчив. На уроках окружающего мира они приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, задавать вопросы и искать на них ответы, доказывать, выявлять взаимозависимости, определять причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты. Все это неразрывно связано с формированием у них ИКТ-компетентности.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *