Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. Часть №1.

П.Ю. УТКОВ,
учитель начальных классов СШ № 23 г. Мурманска

В наше время каждый день приносит что-то новое. Совсем недавно вошли в нашу речь, наше сознание, в систему образования понятия «экология», «экологическая культура». Появилось множество программ по эколо­гии для средних и старших классов школ и отрадно, что эти веяния не обошли и началь­ные классы. Ясно одно, что у выпускника начальной школы должно быть сформирова­но ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало форми­рованию экологического сознания.

Под экологическим сознанием мы пони­маем такой набор психологических функ­ций, которые формируют природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в си­стему социально-значимых отношений «я и природа — одно целое».

Процесс формирования ответственного отношения к природе по предлагаемой структуре состоит из четырех компонентов, включенных в два модуля (см. схему). Пер­вый модуль реализуется за счет интеграции экологических знаний с содержанием раз­личных учебных дисциплин или через пре­подавание самостоятельного курса эколо­гии. Второй — за счет создания момента ра­дости общения ребенка с природой и его природоохранительной и природосберега­ющей деятельности.

Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. Часть №1.

Экологическое образование и воспита­ние могут идти и другим путем. Например, через введение факультативного курса по экологии для младших школьников.

С целью реализации двух подходов в си­стему начального образования была введена система курсов «Зеленый дом» А.А. Плеша­кова, которая может служить основой для экологического просвещения и позволяет широко интегрировать учебные компоненты с различными дисциплинами, например, с курсом русского языка. Учащимся предлага­ются темы сочинений-рассуждений, описа­ний экологического содержания. Например: «Что бы я сделал, если бы был царем зве­рей»; «Связи живого и неживого»; «Войди в лес другом»; «Что значит любить природу».

«Путешествие капельки воды.

Маленькая капелька жила на небе. Откуда она там появилась, она и сама не знала. А сейчас ее домом было большое белое облако. Облако плы­ло по небу, и капелька видела проплывающие под ней города, реки, моря. Ей захотелось побывать на этой загадочной земле. Она прыгнула на землю и попала в небольшой лесной ручеек. Он весь со­стоял из множества капелек. Они вместе плыли, пока не очутились у маленького домика. Вокруг дома росли красивые цветы. А в доме жила де­вочка. Она набрала воды из ручейка и полила цве­ты. Так капелька очутилась на самом красивом цветке. Она смотрела на проплывающие облака и думала о том, что ей пора домой.» (Алексей Бобарыкин «Круговорот воды в природе».)

«Лес красив во все времена года. Зимой дере­вья стоят в пушистом снегу. Осенью лес стано­вится золотым от падающей листвы. Весной, когда он просыпается от зимней «спячки», появ­ляются изумрудные листья. Начинают приле­тать птицы. Лес наполняется гамом и запахом первой травы.

Лето любят все. Можно купаться, заго­рать, ходить в поход, делая привалы с песнями у костра. Но от него остается некрасивое черное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет. Нельзя наносить лесу эту рану. Так­же нельзя разводить костры возле деревьев или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Многие люди, уходя, не гасят костры, и это приводит к пожару.

В огне гибнут и деревья, и животные. И прой­дет много лет, прежде чем на месте пожарища вырастут молодые деревья и кустарники. Жи­вотные сделают себе новые дома: муравьи — му­равейники, птицы — гнезда.

Но еще много-много лет, пока человек не очистит место пожара, не посадит саженцы новых, молодых деревьев, не будет слышно пе­ния птиц, не будет красоты. (Александр Антипенков «Войди в лес другом».)

Подготовка к написанию сочинения идет системно, а затем дети пишут его в классе, после чего иллюстрируют свои про­изведения на уроках изобразительного ис­кусства.

В подобном соединении чувств, появ­ляющихся от общения с природой, и эколо­гических знаний, видимо, и состоит цель экологического образования. И путь к до­стижению этой цели лежит через создание момента радости от общения ребенка с природой. Приведем фрагменты уроков.

Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. Часть №2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *