Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. Часть №3.

Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. Часть №2.

П.Ю. УТКОВ,
учитель начальных классов СШ № 23 г. Мурманска

Приспособленность организмов к условиям жизни II класс (1-4)

Ход урока

1. Объявление темы урока.

— Ребята, вы знаете, почему вымерли динозавры? В конце урока мы попытаемся ответить на этот вопрос. А помогут нам в этом листья известного вам растения.

2. Выделение абиотических факторов среды.

Учитель показывает листья рябины обык­новенной и северной (рябина Городкова).

—  Кто-нибудь узнал это растение? Как оно называется? Это травянистое расте­ние, кустарник или что-то другое? Почему два эти листа такие разные? Какие усло­вия неживой природы повлияли на их рост и развитие?

На доске вывешиваются таблички с над­писями.

Выделяем из ответов детей: свет температура влажность почва

3. Создание проблемной ситуации.

—  Обратите внимание на то, что на Кольском полуострове большая влажность, но почему-то растениям не хватает воды. (Холодная вода плохо усваивается растени­ями.) Действительно, посмотрите, какая ма­ленькая березка растет у нас, она так и на­зывается — карликовая. А в средней полосе растет береза обыкновенная. (Показ герба­риев березы двух видов).

Мы рассмотрели значение неживой при­роды для жизни. В чем эта роль?

4. Выделение биотических факторов ок­ружающей среды.

—  Подумайте, какая зависимость суще­ствует между животными и растениями?

5. Обобщение.

—   Итак, животным и растениям необ­ходимы разные условия: некоторым нуж­на высокая температура окружающей сре­ды, остальным — низкая, одним больше света, другим — меньше, одни обитают в воде, другие — на суше, одни хищники, другие — травоядные. Каждое животное по-своему приспособилось к жизни на Земле.

6. Рассматривание конкретных приме­ров приспособленности видов.

—  Посмотрим, как некоторые животные приспособились к жизни. А поможет нам в этом план:

  1. Место обитания.
  2. Форма тела.
  3. Покров.
  4. Конечности.
  5. Дыхание.
  6. Питание.

(Демонстрация чучела рыбы.)

—  Чье это чучело? Где живут рыбы? Ка­кая форма тела? Почему?

Тело рыбы имеет обтекаемую форму, т.е. плавные линии, удлиненность, отсутствие углов. Посмотрите, как пишется слово «об­текаемая». Чем покрыта рыба? (Чешуя нуж­на ей для защиты, слизь — для удобства плавания.) Как дышит рыба? Чем она ды­шит? (Кислородом, растворенным в воде.) Посмотрите, как пишется слово «кисло­род». Чем питается рыба? У хищных рыб есть зубы. (Демонстрация головы щуки.)

Но они могут и отсутствовать. Как вы дума­ете, почему? Докажите.

—  Для чего рыбе нужно такое строение?

Рекомендуем другие статьи:

А теперь посмотрим, как приспособи­лось к жизни другое животное.

(Учитель показывает чучело утки.)

—  Чье это чучело?

—  Кто попробует сам рассказать об утке, пользуясь планом?

7. Обобщение.

—  Мы рассмотрели, как приспособи­лась утка к среде обитания, а теперь про­наблюдайте сами, как приспособились дру­гие птицы.

8. Практическая работа.

—  Попробуйте сами найти признаки приспособленности. Помогите птицам «отыскать» их ноги. Карандашом соедини­те рисунки ног с изображением птицы.

а) Выполнение задания;

б) взаимопроверка;

в) проверка у доски.

—  Можно ли определить по ногам, как приспособилась эта птица к добыванию пи­щи? Есть ли еще признаки, по которым можно определить, чем питаются изобра­женные на листе птицы?

Рассмотрите клюв аиста и совы, на что они похожи? Почему у них такая форма?

Рассмотрите клювы вороны и дятла, на что похожи? Почему у них такая форма?

—  Какую роль играют в приспособлен­ности глаза, перья и слух?

—  Как же птицы приспособились к ус­ловиям жизни?

9. Обобщение.

—  Итак, мы увидели, как животные при­спосабливаются к жизни в определенных условиях. Представьте себе, что условия не­живой или живой природы резко измени­лись, что произойдет с животными и расте­ниями? Почему?

Так почему вымерли динозавры? Как считают многие ученые, динозавры вымер­ли потому, что не смогли приспособиться к изменениям окружающей среды — произо­шло сильное похолодание.

10. Итог урока.

—  Что необходимо живому для того, чтобы выжить на Земле?

Предстояло продумать систему отсле­живания результатов работы. Мы реализо- вывали ее по направлениям:

  1. Уровень теоретических знаний и практических умений (тест).
  2. Оценка качества уроков (анкета).
  3. Оценка мотивации дальнейшего обу­чения (анкета).
  4. Уровень экологической воспитаннос­ти (бланк-опросник).

Слово «экология» — уже не биологиче­ский термин. Как говорят языковеды, «произошло расширение основного значе­ния». И теперь модно говорить об эколо­гии души, экологии отношений и т.п. По­этому правомерно введение понятия «эко­логия семьи». Под ним подразумевается среда, которую создает сам ребенок и кото­рую создают для ребенка. Очень часто приходится сталкиваться с нарушениями связей в этой среде. Ребенок — существо, которое требует от нас не только матери­альной, но и духовной пищи. И необходи­мо обратить внимание на то, что мы дела­ем для ребенка, и что он делает для себя, какую среду он создает себе. Подчас вме­шательство взрослого разрушает тонкие нити мира ребенка. Может быть поэтому часто приходится слышать: «Дети сейчас другие». Нет, дети такие же, как пять, де­сять лет назад, изменились мы. Может быть, нам надо восстанавливать экологи­ческие связи не только в природе, но меж­ду миром взрослых и миром детей?

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *