Какого цвета Родина? (Часть №1)

В. АЛЕКСЕЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент Орловского госуниверситета

Были ли вы когда-нибудь в музее? В местном краеведческом или художественном? А может быть кому-то посчастливилось совершить прогулку среди величайших творений мирового искусства в Эрмитаже?

Если хотите побывать в сказке — посетите музей, где собрана коллекция произведений народного искусства. Каждый экспонат музея, будь то старинная прялка, или художественные изделия из металла и керамики, может поведать интересную историю о жизни народа.

Представьте: вы открываете дверь и… попадаете в волшебное царство. За стеклянными витринами, как на ярмарке невест, выстроились русские красавицы в сказочно расшитых нарядах; радуют глаз и предметы крестьянского быта: прялки, ковши, туеса… Народное всегда красиво — песня ли, игрушка, наряд.

В музее народного искусства вы узнаете, почему «солнце» светит на наличниках, по­чему деревянные птицы-берегини залетели на окна домов, а кони и драконы охраняют жилище людей, как появились вышивки- обереги на народной одежде.

Завороженно слушают дети рассказ Ли­дии Дмитриевны Баумовой — учителя на­чальных классов Хотынецкой школы Ор­ловской области. На ее уроках дети узнают, как «живут» их «земляки»: плешковская и чернышенская глиняные игрушки, любуются «золотым достоянием нашего народа» — вышивкой орловский спис, чьи тонкие кон­туры растительных побегов сочетаются с крупными декоративными пятнами листьев и цветов.

Особый интерес вызывает у детей гончарное ремесло. Можно вместе с учителем повторить путь мастера: самим добыть глину, подготовить ее к работе. Оказывается, «близнецы» — сосуд с двумя горшками, схваченными одной ручкой, предназначался для первого и второго блюд. Его приносили в старину в поле на посев, покос, жатву. Прикрытая кружкой пища долго не остывала и хорошо сохранялась. Гордятся ученики Лидии Дмитриевны хотынецкой землей. И не случайно, ведь в Орловской губернии в Хотынецком районе расположе­но село Девять Дубов, где по преданию обитал обладающий чертами птицы и чело­века могущественный Соловей-Разбойник. Вошла в историю и речка Смородинная, расположенная в 25 км от Карачево, на берегу которой находились Девятидубье и «Соловьев перевод». Здесь, по преданиям, и произошла встреча русского богатыря Ильи Муромца, направляющегося со своей Родины — из села Карачарово, что близ Мурома Владимирской области, на помощь князю Владимиру в стольный град Киев для того, чтобы постоять за него против супостатов. Побеждает он Идолище поганое, борется с татарами. Освобождая от осады Чернигов и устраняя преграду, отделявшую этот город от Киева, Илья провозглашает основную идею богатырства как основу гарантии безопасности родной земли: «Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильные могучие богатыри».

Вот уже три года ведет по дорогам знаний своих учеников Лидия Дмитриевна. И ей очень хочется, чтобы история Орловского края со всеми обычаями и традициями, во всей красе и многогранности пришла к детям на урок и прочно обосновалась в их душах.

В этом ей помогает программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4), учебно-методические комплекты, разработанные авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Т.Я. Шпикаловой.

Что авторы считают особенно важным в преподавании искусства в начальной школе? Развитие у детей образного видения, эстетического восприятия в освоении мира, воспитание художественного вкуса, потребности ориентироваться на непреходящие духовные ценности народного и профессионального искусства.

Система художественно-эстетического образования, представленная программой и учебно-методическими комплектами, дает возможность учителям разных уголков России разрабатывать серии заданий на основе регионального материала.

Какого цвета Родина? (Часть №2)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *