Какого цвета Родина? (Часть №2)

Какого цвета Родина? (Часть №1)

В. АЛЕКСЕЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент Орловского госуниверситета

Региональный вариант подхода к прочтению программы и учебно-методического комплекта с учетом своеобразия культурных традиций Орловщины разработан на кафедре педагогики и методики начального образования в Орловском областном институте усовершенствования учителей автором данной статьи.

Обычаи и особенности развития художественных ремесел Орловщины, интересы учащихся и учителя определили необходимые корректировки планирования для каждого творчески работающего педагога. А таких педагогов немало на Орловщине. Успешно работают по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» учитель высшей категории Знаменской школы Римма Николаевна Шаховская, учитель начальных классов школы № 24 г. Орла Ирина Станиславовна Тараскина, учитель начальных классов высшей категории школы № 17 г. Орла Татьяна Васильевна Болденкова, учитель высшей категории Ливинской школы Валентина Ивановна Воронова, учитель Мценской школы Ирина Васильевна Мурзина и др.

Творческий поиск учителей Орловщины по приобщению детей к национальной культуре и разработке соответствующих педагогических условий известен. Тематика занятий предполагает разъяснение детям многих непонятных для них явлений, декоративных мотивов, связанных со славянской мифологией, фольклорными образами, преданиями. Этот сказочный мир, безусловно, интересен и ребенку, и учителю. Не свирепостью, а добродушием львов, драконов, медведей, полканов привлекательно народное искусство. Кто силен, тот драчлив не бывает — напоминает детям Лидия Дмитриевна Баумова.

Рекомендуем другие статьи:

От урока к уроку последовательно ведет разговор о красоте художественного образа Римма Николаевна Шаховская. На ее уроках первоклассники осваивают обширное информационное пространство в ходе игры, художественно-творческую деятельность с включением опыта музыкальных, художественно-эстетических впечатлений и живого общения с окружающим миром. В этом им помогает учебно-методический комплект, который состоит из учебника «Изобразительное искусство», творческой тетради для первоклассника и методического пособия для учителя.

Каждое время года представлено детям, созданы условия для наблюдения за изменением окружающего пейзажа. Восхищение красотой нарядной осени предполагает и экскурсию на природу, и творческую работу по учебнику и в тетради. На занятиях по художественному труду можно выполнить панно из листьев, собранных на экскурсии. А можно создать осенний пейзаж, «рисуя» ножницами по цветной бумаге.

На уроке художественного труда первоклассники вместе с учителем знакомятся с деревьями и кустарниками, которые окружают школу. «В природе много чудес. Сколько бы ты ни жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа — это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листика, природа бесконечна. Разнообразие форм, цветов, оттенков — все в природе» (М. Пришвин).

Дети любуются листьями, травами, сравнивают их по форме, размеру, цвету. Учитель обращает внимание детей на листья рябины. Как потрудилась матушка-природа, повторяя многократно форму листа! Это же можно наблюдать у акации, шиповника. Похожи листочки друг на друга. И все-таки они разные. В народе говорят: на дереве лист на лист не приходится.

Если погода стоит сухая и теплая, то «художественные мастерские» можно организовать тут же, у школы. Римма Николаевна вместе с детьми расчерчивает на асфальте большие и маленькие квадраты, прямоугольники и даже круги. Это формы будущих картин из листьев. Детям предлагается выбрать любую из этих форм и пофантазировать, выложив из листьев красивые осенние ковры, изобразить листопад в тихую или ветреную погоду. Учитель не препятствует желанию учащихся создавать свои композиции.

Какого цвета Родина? (Часть №3)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *