Какого цвета Родина? (Часть №3)

Какого цвета Родина? (Часть №2)

В. АЛЕКСЕЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент Орловского госуниверситета

С первых уроков искусства дети учатся видеть и понимать общее в создании декоративного образа и художественном изображении реальных предметов, пейзажа. Пока это только игра в мозаику из цветных листьев и трав. Но через несколько уроков собранный материал будет готов для экспериментирования с засушенными листьями. Учащимся предстоит выполнить декоративную композицию из засушенных листьев, в которой каждый лист, травка или цветок уподобляется дереву: лист — дерево, цветок — дерево, несколько листочков — и вот уже порхает бабочка или стрекоза. Оказывается, художественное изображение можно создавать не только красками. Дети с интересом рассматривают веселые странички учебника «Изобразительное искусство»: «Посмотри. Листочки, ракушки, речные камешки преобразились. Несколько отшлифованных временем камешков — и вот «Полосатый кот» И. Григорьева. Они приобрели новый смысл. Как ты думаешь, почему?»

Римма Николаевна учит детей создавать образ и одновременно думать, размышлять, постигать красоту природы. На страницах учебника — русский пейзаж: «Травы» — и мы любуемся лирической композицией И. Шишкина, а рядом — красота золотого травяного орнамента Хохломы — и слышим слова старого мастера: «Не пиши травку тесно, пусть кустик свободно раскинет свои листья, словно человек, которому живется на земле привольно». Учитель привлекает внимание детей к приему, который используют мастера: свободная кистевая роспись. Детям предлагается вслед за мастером повторить элементы травного орнамента на страницах творческой тетради.

Учащиеся наблюдают родную природу и смело экспериментируют с разными художественными материалами: акварелью, гуашью. Послушаем учителя.

— Осень. Какая она? Пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень — сплетение радости и грусти. Радость — в дарах природы, в многоцветье красок. Грусть — пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика. Осень всех наградила, все загубила. Как вы поняли эту народную мудрость?

Дети называют предметы и явления природы, которыми наградила нас осень: желтое яблоко, синяя слива, холодное синее небо… Все загубила: серый дождь, черные мокрые ветви деревьев без золотого наряда…

Разнообразие осенних пейзажей, осеннего настроения в работах художников-пейзажистов и мастеров народного и декоративно-прикладного искусства представлено в учебнике для творческого осмысления юными художниками.

Детям предлагается рассмотреть на страницах учебника праздник золота и синевы левитановской осени, осени И. Остроухова, С. Куприянова или В. Поленова. Неспешно ведет разговор Римма Николаевна.

— Что такое звук осени? Слышны ли в этих пейзажах звуки падающей листвы? Или это шорох листьев под ногами людей? Прекрасная мелодия П. Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую палитру осени.

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный…

Так описал осень наш земляк Иван Бунин. И эти же цвета — подсказывают страницы учебника — делают нарядными изделия народных мастеров: золотом горят изделия Хохломы, красив осенний букет из лоскутков ткани, выполненный Л. Романовой.

Какого цвета Родина? (Часть №4)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *