Какого цвета Родина? (Часть №4)

Какого цвета Родина? (Часть №3)

В. АЛЕКСЕЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент Орловского госуниверситета

Детям предстоит выполнить задание в творческой тетради: «Разгляди в красочных пятнах наряд осени. Заверши работу кистью. Помогут тебе линия и мазок». На основе ассоциаций с увиденными произведениями искусства и реальной природы за окном рождается художественный образ, и происходит знакомство с одним из кистевых приемов акварели — вливание цвета в цвет. Затем дети могут продолжить работу на альбомных листах, где красивые пятна цвета будут передавать осеннее настроение и превращаться в образы деревьев, кустарников или целого леса.

Любуясь узорами красавицы-зимы, можно нарисовать дом Деда Мороза белой гуашью на цветном фоне или вырезать его ажурный силуэт из белой бумаги. Для создания своей композиции нужно внимательно рассмотреть страницы учебника: как художники передают очарование лунной ночи сказочного леса? Любуемся «Снегурочкой» В. Васнецова, «Лесом» Н. Рериха. А вот как укрылись от мороза и снега герои народной сказки «Заяц и лиса» в работе Е. Чарушина. Кружева и морозные узоры напоминают бумажные силуэты народного мастера К. Воробьева. Сочетание сказочных пейзажей живописцев, художников-иллюстраторов детской книги и уникальных кружевных вырезанок народного мастера не случайно на страницах учебника.

По достоинству оценили дети искусство черно-белого, экспериментируя пером и тушью, кистью, фломастером и углем. Чтобы понять, как линия организуется в изображение, нужно познакомиться с ее характером. Вопрос учителя не сложен для детей, но вызывает удивление: чем отличается звук музыкального инструмента от скрипа двери? Звук музыки приятен для слуха, передает настроение автора, исполнителя и вызывает ответные чувства у слушателя. Звук, оказывается, может быть художественным. А чем же отличается чертежная линия от линии, которую мы видим в работах художников? Чертежная линия красивая, но у нее нет настроения. На доске появляются разные линии: мягкие, спокойные, резкие, колючие, хаотичные, жесткие. Учитель обращает внимание на то, что, описывая характер линий, мы называем черты, присущие человеку. «Посмотрите, ребята, у кого из вашего класса характер похож на характер первой линии? А второй?» Вопросы вызывают у первоклассников радостное оживление. Оказывается, линия может быть такой разной, выражать характер, настроение. Линия эмоциональна. Дети пробуют разными графическими материалами проводить линии, штрихи и приходят к выводу, что линии, выполненные пером и тушью, получаются изящные, острые, колючие, а углем — мягкие, пушистые…

Рекомендуем другие статьи:

В учебнике дети рассматривают графические работы И. Билибина, посвященные русскому северу, А. Дейнеки «Девочка у окна», В. Фаворского — иллюстрации к рассказу Л. Толстого «Русак». Пытаются найти сходство и различие средств художественной выразительности в зимних пейзажах живописцев и графиков. Красотой черной и белой линий любуются в кружевных панно народных мастериц и в поэтических строках:

Окружают меня кружева —
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.

Творческое осмысление материала продолжается в художественно-практической деятельности детей. Им предлагается на белом листе бумаги изобразить заснеженные деревья черной линией с помощью замкнутого контура. Безветрие. Кроны деревьев, как мягкие белые подушки. Какой художественный материал лучше выбрать? Конечно, кисть и тушь (или черная акварель). Кистью можно работать, едва касаясь бумаги острым кончиком ее прически, а можно всем ворсом — плашмя. Поэтому она такая изменчивая: может быть тонкой, как паутинка, прерывистой, а может быть густой, тяжелой, пушистой.

А теперь другое состояние природы, и опять нужно найти наиболее подходящий для работы материал. Как штрихи и спирали меняют изображение?

В конце урока предстоит выбрать самые выразительные рисунки. Еще раз внимание детей привлекается к тому, как технический прием помогает в создании художественного образа.

Удивительные открытия ждут учащихся и на следующих уроках. Они будут знакомиться с волшебными превращениями белой линии. На уроке художественного труда им предстоит изобразить снежное дерево из бумаги. В этом им помогает творческая тетрадь.

Необычен художественный прием получения снежного дерева путем сминания мягкого, тонкого листочка белой бумаги. А можно проследить, как в зимнее дерево превращается обыкновенная бумажная лента или снежинка-вырезанка.

От урока к уроку пополняется запас эмоционально-эстетических переживаний, опыт эстетической оценки природных явлений и произведений искусства, появляется ощущение материала. И это очень важно, так как детям предстоит ответить на вопрос: «Какого цвета Родина?»

«Так хочется, чтобы наши дети постигали глубинный смысл национального искусства, без которого немыслима жизнь, облик, внутренний мир человека», — говорит Римма Николаевна. И добавляет: «Учись доброму, худое на ум не пойдет».

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *