Карточки-помощницы на уроке развития речи

Е.Е. ПРОХОРОВА,
учитель начальных классов, Горкинская школа, Киржачский район, Владимирская область

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах. Эффективным средством развития речи учащихся и формирования у них коммуникативных и речевых умений является знакомство с картиной, написание сочинений по картине. Научить связной речи, умению передать свои ощущения через правильное построение текста — вот главная задача учителя на уроках развития речи.

Написанию сочинения предшествует беседа по картине, предполагающая диалог между учителем и учащимися по вопросам, направленным на восприятие и понимание картины, на осознание особенностей творчества художника; затем составляется план будущего сочинения. После этого ученики должны передать свои мысли, чувства письменно. Школьники, которые активно работали над анализом картины, вдруг начинают переживать: «я пропустил», «я забыл», «вдруг не получится» и пр. Чтобы избежать страха перед написанием сочинения, можно предложить им карточки-помощницы, которыми по желанию могут воспользоваться как сильные, так и слабые ученики.

Вот пример работы над сочинением по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Что дает учащимся данный вид работы?

Урок развития речи

Сильные ученики обогащают свою речь, делают ее более художественной, пополняют словарный запас; слабые — не ждут подсказок, чувствуют уверенность в своих силах:

«Я сам написал», «У меня получилось, и получилось хорошо».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуем использовать для чтения при подготовке к изложению книгу Н. Надеждиной «Какого цвета снег» (М., 1983).

В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

И. Бунин

А нынче роем снег веселый
Летит с задумчивых небес.

А. Федоров

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *