Методика и технология учебного курса «Нравственные основы жизни человека». Часть №2.

Продолжение. Часть №1.

IV–V класс

Н.Е. ЩУРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, Московский институт открытого образования

Культурологические средства являются значительным фактором преодоления сложности этико-философического материала. Они хороши и тем, что раздвигают кругозор школьников в области культурных достижений человечества: биографические факты из жизни выдающихся людей, художественные образы произведений искусства (учебник включает 16 фотографий живописных полотен художников мирового уровня), замечательные события современности из текущей жизни, литературные произведения (в рекомендациях либо в цитировании), а также удивительные факты из научной литературы — все это живописует образ нравственных отношений. Вот ситуация, подаренная самой жизнью: «Международные легкоатлетические соревнования. Бег на длинную дистанцию. Две спортсменки вырвались вперед.

Финиш близок. Ту, что впереди, ожидает победа. И вдруг она падает. Теперь второй бегунье, Меган Фогель, улыбается удача — она станет победителем, но она подбегает к упавшей, протягивает руку, поддерживает за плечи. Вдвоем, обнявшись, они разрывают ленточку финиша. Эта картинка на телевизионном экране взволновала весь мир летом 2012 г. Бег вдвоем не допускается правилами состязаний, но Международный комитет спорта признает духовную победу обеих».

Любое этическое явление, предъявляемое педагогом, обсуждается, осмысливается и формулируется в этических категориях. Конечный исход восприятия зависит от педагогической техники учителя: мелодики голоса, мимики, пластики, темпа и ритма произнесения, позы и расположения учителя в общей мизансцене занятий.

В период интенсивного развития самосознания школьники с энтузиазмом воспринимают рассказы учителя об эпизодах жизни великих людей. Стоит сказать «Однажды…», как класс замирает в ожидании событий.

Например, рассматривая понятие индивидуальность, педагог делает акцент на значимости деятельности как главной формы существования индивидуальности.

С этой целью он описывает ситуацию из жизни выдающегося французского философа Ж./Ж. Руссо.

Вспоминая свою молодость и свои первые шаги в общественной жизни, Руссо писал, что его, человека невысокого происхождения, высший свет принял пренебрежительно. Но однажды в беседе он демонстрирует свободное владение латинским языком. Руссо пишет: «Все смотрели на меня и переглядывались, не говоря ни слова.

В жизни не видано было подобного изумления… Краткая, во всех отношениях восхитительная минута!»

Музыка — самый сильный агент психологического воздействия. Привнесение музыки в ход занятий возбуждает эмоциональный отклик и порождает соответствующее состояние. Музыкальное средство используется в качестве эмоционального фона, иллюстративного материала или этического языка. Прослушивание музыки может быть домашним заданием, так как компьютерные средства допускают такого рода самостоятельную работу.

Привлеченные средства должны быть безупречны как с точки зрения этического содержания, так и с позиции методики их предъявления, а момент их демонстрации должен быть лишен малейшей доли назидательности. Особенно нравятся ученикам практические упражнения. Помимо того, что школьники вообще любят двигаться и проявлять себя в действиях, ролевые ситуации раскрывают для них суть этических понятий. Неизменная апелляция к реальной действительности, поиск ответа на вопрос «Как это выглядит в жизни?» придают обобщенным категориям личностный смысл.

В наше учебное пособие включено много вариантов практических упражнений, а педагог может предложить школьникам придумать подобные задания. В ходе их выполнения важна педагогическая поддержка каждого ребенка. С этой целью желательно ввести запрет на оценку правильно — неправильно и приучить учащихся к следующей трактовке неудач товарища: поторопился, оговорился, взглянул с другой стороны, показал, как бывает в нашей жизни, не совсем понял задание, хотел как лучше, ему показалось и т.п. На уроках этики не бывает ошибок, так как все суждения и все варианты решения заслуживают внимания. В ходе осмысления каждый ученик выбирает свое решение, но за этим следует обязательное рассмотрение его последствий. К финалу курса ученики осваивают ключевое положение этики: человек несет ответственность за то, что совершает, и расплачивается за собственное поведение.

Обязательным условием проведения занятий по этике является нравственное поведение самого учителя как образца изучаемых этических норм. Педагог должен показать на собственном примере, что общение с другим человеком — это соприкосновение смиром, непохожим на меня.

Следует исключить из занятий традиционный стиль педагогического воздействия: приказной тон («Садитесь!», «Откройте!», «Иди сюда!»), безымянное обращение к ученикам («Здрасте!», «Все приготовились?»), деловой императив («Пересядь к нему», «Говори, что ты думаешь»), категоричность оценки («Правильно», «Глупости говоришь»).

Рекомендуем другие статьи:

Сегодня школьные шаблоны вытесняются универсальным способом воздействия — просьбой в ее этической разновидности: «Пожалуйста…», «Будьте добры…» (прямая просьба); «Не могли бы вы…?» (просьба/вопрос); «Может быть, нам лучше…» (просьба-предложение); «Хорошо, если бы…», «Хотелось, чтобы мы…» (просьба-пожелание).

Педагог, конструирующий урок, моделирует деятельность учеников как духовное усилие по осмыслению нравственных отношений и практическому воплощению их в собственном поведении. Если принять за основу мысль, что «урок — это духовное восхождение к нравственности», то логика урока вырисовывается весьма отчетливо. Она едина для всех уроков курса. При всей непохожести и творческой фантазии педагога она задается психологией формирования отношения. Охарактеризуем ее более подробно.

Пролог. Его назначение — создать психологический настрой на совместную работу. Эти первые краткие минуты чрезвычайно важны: обращение к ученикам, объявление темы, социальной и личностной значимости вопроса для каждого, очерчивание способа, время и объем работы, определение цели урока и результата общих усилий.

Начать урок можно словами: «Дорогие мыслители! Нам важно понять… Мы будем работать в парах… Нам предстоит… Надеюсь, нам удастся научиться…»

Этюд. Назначение этюда — создание в структуре личности ученика исходного представления (картинки) этического явления, о котором пойдет речь. Опорный наглядный образ позволит учащимся поразмышлять об этическом объекте. Учитель может сказать: «Посмотрим фрагмент из известного нам фильма… Будем очень внимательны… Поделимся мыслями после просмотра…»

Экспликация — это развертывание мысли, разъяснение сути предмета, непосредственное осмысление этического явления по алгоритму что — зачем — где — когда — как. Не исключены случаи, когда на этом этапе ученики начинают работать с материалом учебника. Тогда педагог говорит:

«Откроем страницы нашего помощника. Прочитаем, как этика определяет. Поразмышляем о том, что заставило людей договориться о данной норме взаимоотношений много веков тому назад…»

Практикум — плавный переход от вопроса «Как?» к практическим умениям выражать, высказывать, выстраивать поведение как отношение к человеку. На первых порах учитель обращается к готовым практическим упражнениям, предлагаемым учебником. Далее в групповом творчестве будут возникать новые индивидуализированные проекты. В ходе организации практической деятельности учащихся учитель может сказать: «Проверим наши способности выстраивать такие тонкие отношения с людьми… Обратимся к повседневности…

Представим себе…»

Рефлексия — завершающий этап урока, важный для каждого ученика, осознающего свои духовные приобретения в деятельности. Школьники склонны оценивать урок, говоря понравился он им или не понравился, но педагог неуклонно направляет внимание каждого на себя: что понял ученик, чему он научился, что уже совершает и что планирует делать, говоря: «Вот что я понял… Самым интересным для меня оказалось… Теперь я, пожалуй, буду… Боюсь, что может не получиться… Я принял это нравственную норму — она моя… Спасибо всем…»

Очертим основные вопросы подготовки педагога (это может быть учитель начальной школы, который в V классе продолжит занятия с учениками, или учитель средней школы) к проведению соответствующих уроков. В первую очередь он должен разобраться в определении этических категорий курса: мораль, этика, нравственность, отношение, поведение, личность, общество, индивидуальность, свобода и т.д. В этом существенную помощь ему окажут словари (этический, толковый, философский, психологический), а также книги по этике и истории этики.

Далее следует вдуматься в побудительные причины порождаемых в обществе нравственных отношений: что породило в обществе мораль и нравственность, а позже — науку этику, что движет человеком при исполнении нравственных правил. Эти вопросы позволят ему проанализировать формы взаимоотношений в обществе и состояние собственной души, когда он сам проявляет нравственное отношение к детям. Наблюдения и фиксация разных форм поведения человека расширит границы этического мышления педагога, и нравственность вдруг предстанет перед ним как постоянный компонент школьной жизни.

Именно этическая ориентация поможет педагогу выбрать из окружающей реальности те факты, которые могут послужить иллюстрацией нравственных отношений.

Они отбираются, собираются и классифицируются им, чтобы при подготовке к уроку их было легко находить в соответствии с темой урока.

Учитель должен регулярно сообщать своим коллегам о том, как протекает процесс этического обучения в младших классах и какова мера нравственных достижений учащихся. Другие учителя в свою очередь вносят некоторые коррективы в свою работу, проецируя будущее восхождение всей школы на уровень гуманистической нравственности. Ведь курс этики — это привнесенный в систему элемент, изменяющий саму систему.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *