Методика и технология учебного курса «Нравственные основы жизни человека»

IV–V класс

Н.Е. ЩУРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, Московский институт открытого образования

Учебный курс «Нравственные основы жизни человека» для IV и V класса остро востребован временем и отвечает основной цели нового воспитания, внедряемого сегодня в современную школу. За годы перестройки разрушилась система моральных норм и распались нравственные отношения. Этический развал можно приостановить, вернув вечные нравственные ценности в контекст жизни через хорошо организованное воспитание. Убеждены, что введение в школьное образование курса этики как некоторого профилактического средства для подрастающего поколения сыграет положительную роль в становлении личности, способной противостоять негативным влияниям развращенного общества.

На обложке нашего учебника по названному курсу представлено скульптурное изображение Дон Кихота, героя романа испанского писателя Сервантеса. Этому герою как символу благородства и самоотверженной отваги в борьбе за утверждение добра на земле поставлен памятник в Мадриде. «Странствующий рыцарь» отправился «искоренять всяческого рода неправду».

Рядом расположена фигура его слуги Санчо Пансы — олицетворения практицизма как противоположности романтическому Дон Кихоту.

Сегодня новый курс особенно необходим для осмысления школьником своего «Я» в сфере социальных отношений и формирования умения противостоять низкой культурной среде, насаждаемым идеям индивидуализма, утилитаризма, меркантилизма и конкурентоспособности. К тому же курс помогает повернуть сознание учителей и родителей в сторону воспитания школьников, выводит сознание педагогов из узкого коридора борьбы за успеваемость.

Разумеется, данный дополнительный курс не решит общей проблемы воспитания, но он способен побудить школьный коллектив к решительному изменению печального состояния дела.

Преподавание этики — тонкая и сложная деятельность, хотя курс кажется простым и весьма доступным: ведь в нем изучается и осмысливается реальная, естественно протекающая жизнь, столь знакомая и привычная каждому.

Сложность курса определяется его спецификой. Объект изучения — нравственные отношения, а процесс их рассмотрения совершается в поле этих отношений. Проживаемые здесь и сейчас нравственные отношения выступают в качестве объекта изучения: ученики анализируют свое нравственное «Я».

Ключевая идея курса — проследить исторический путь рождения нравственности как социального явления, определяющего качество жизни граждан общества и, поняв источник нравственности, признать ее ценностность и личностный смысл. Таким образом, можно уйти от примитивного представления о нравственности как своевольном придумывании кем-либо правил поведения.

Если общие закономерности мира напрямую и непосредственно не затрагивают реальность каждого ученика, то урок этики — это прямой выход на личность всех участников урочного взаимодействия. Поэтому стиль, мелодика и тональность урока — все то, что создается педагогической технологией, играет решающую роль при конструировании методического решения организуемой деятельности.

Существует и другая сложность курса, обусловленная социально-психологической природой нравственности. С одной стороны, она представляет собою совокупность норм, установленных в ходе исторического развития общества, и человек обязан, будучи членом общества, исполнять предписания (надо, должен). С другой стороны, нравственное отношение — это свободное волеизъявление человека, и нравственно лишь то, что свободно от принуждения (хочу). На уроке данное противоречие проявляет себя ежемоментно: что-то ученику не нравится, когда-то он устал, бывает неинтересно, но надо работать и соблюдать общепринятые поведенческие правила.

Когда надо обретает понимание, умение и привычку, то для хочу открывается свободная дорога.

Педагогическое искусство урока — это незаметное непрерывное разрешение данного противоречия, а на уроке этики происходит и его осмысление. Миссия нового курса — взращивание этической свободы, когда познаваемое и осмысленное порождает у ученика необходимость и желание определенного поведения: знаю — понимаю — поэтому хочу. Итоговым результатом изучения данного курса должно стать развитие у школьника субъектности как способности отдавать отчет в собственной жизни (индивидуальной) и жизни общества (социальной), а также свободно выстраивать собственную жизнь.

Уже в XVIII в. французский философ Вольтер определял свободу как понятую человеком необходимость для себя, а в XIX в. немецкий философ Энгельс создал афористическую дефиницию свободы как познанной необходимости.

Действия по принуждению не нравственны. Исполнение нормативного поведения по приказу, воле извне, из-за страха наказания не имеет нравственной оценки, ибо оно лишено свободно избранного отношения. Нравственность формируется, развивается, укрепляется через опыт свободного выбора варианта поведения, когда диктатом служит проживаемое человеком отношение к другому человеку, когда именно оно становится импульсом к действию: «Не беру чужого из-за уважения к Другому», «Не опаздываю потому, что не хочу нарушать рабочего настроя Другого», «Не кричу на человека, так как забочусь о его самочувствии».

Рекомендуем другие статьи:

Высокий воспитательный потенциал курса задается тремя научно-педагогическими векторами.

Знаниевый вектор обеспечивает элементарные этические знания о нравственности как социально/историческом явлении, ее происхождении и содержании. Например, ученики узнают о зачатках нравственности в мире животных, о табу в качестве первой формы морали. Акцент делается на ценности жизни, человека, общества, природы и индивидуального «Я».

Культурологический вектор направлен на расширение культурного кругозора, использование всех аккумуляторов культуры, сохраняющих достижения культуры. Так, в курсе рассматриваются художественный способ отражения моральных норм, народные традиции как эстафета нравственных основ. Принципом отбора средств является пленительность образа нравственности.

Праксиологический вектор содействует выработке этических умений и накоплению жизненно важного нравственного опыта. Речь идет, например, о выработке привычки взаимной благодарности, обучении операциям этической защиты. С этой целью ученики совершают поведенческие акты (в ролевой игре, упражнениях, тренинге, реальной проблемной ситуации).

Данные три вектора сливаются в целостном педагогическом методе воспитания нравственности, который можно описать так: восприятие и проживание, осмысление и принятие, свободный выбор и деяние. Важно, что все указанные процессы протекают одновременно в организуемой педагогом деятельности.

Опишем, как данный метод можно реализовать на занятиях.

Предположим, педагог рассматривает этическую категорию отзывчивость. С этой целью он анализирует лексическое значение слова отозваться, рисует образную картинку на примере факта, песни, видеофрагмента, потом выстраивает в воображении (вместе с учениками) ситуацию всеобщей отзывчивости людей, а затем предлагает веер различных форм отзывчивости: отклик на беду, радость победе другого, помощь и т.д. Также учитель использует методику «Операция Плюс один», когда учащиеся в течение недели следят за своим поведением как откликом на Другого человека (Скажу… Сделаю… Помогу… Посоветую… Выслушаю… Подарю…).

Лейтмотивом учебных занятий в IV классе является тема «Я и Другой». Развитие нравственных отношений младшего школьника протекает на основании этого ядра этического восхождения: Другой — это не Я. Ученик обнаруживает постоянно в своей реальности эту неистребимую связь, где бы он ни оказался и какие бы события ни совершались.

Учитель делит группу учащихся на пары: Я и Другой. Выясняется, что каждый ученик в паре — это Я и одновременно Другой. Педагог организует диалог на любую тему, например, «Досуг». Ученики приходят к выводам: «Другой расширяет мои знания», «Другой не похож на меня», «Другой помог мне понять самого себя», «Поблагодарим Другого за такое духовное обретение».

Лейтмотивом уроков с подростками V класса становится тема «Я — человек человечества». Интенсивное развитие самосознания позволяет совершить с пятиклассниками восхождение к человечеству, понять, что Я есть часть человечества, лицо человечества и творец человеческой жизни на земле.

Основная методическая форма занятий предопределена их этическими целями.

Свободный дискурс — наиболее адекватный вариант организации занятий. Он предполагает свободный обмен мнениями, право на индивидуальное проявление, полемику и столкновение суждений при обязательном сохранении характера группового обсуждения. Дискурсия — это совместное осмысление проблемы, когда все слушают друг друга и уважают мнение оппонентов. При такой свободе дисциплина на уроке идеальная. Правила «говорить в тишине и слушать в тишине», «признание достоинства в первую очередь», «каждый заботится о каждом», «нет недостатков оратора, а есть незавершенная мысль» предписывают положительные действия, ориентирует внимание учеников на доброе отношение. Они являются упражнениями в умении быть нравственным.

Особое внимание уделяется мизансцене занятий. Во имя благоприятного психологического климата приходится отказываться от традиционного академического расположения учеников по рядам друг за другом.

Этический принцип мизансцены можно сформулировать так: «глаза в глаза». Он помогает воспринимать Другого и открывать свое Я для Другого. Наилучший способ расположения учеников — полукруг, иногда используется лучевая расстановка рядов.

Важно, чтобы в процессе занятий Я каждого ученика пережило себя в роли центра всеобщего внимания группы. Полукруг, составленный из стульев, позволяет легко выстраивать динамичные варианты мизансцены: диады, триады, квартеты, — а также наиболее плодотворную рабочую группу из пяти человек. Так как надобности в записях не существует (рабочий материал есть в учебнике), то парты могут не использоваться.

Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *