Мне помогают элементы интегрирования

С.Н. МЫТНИЦКАЯ,
учитель школы № 41, ст. Унеча

Знакомясь с работой классов компенсирующего обучения, пытаюсь ввести элементы дифференциации и интегрирования в процессе обучения математике. Зачем я это делаю? Дети приступают к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. Есть дети, у которых наблюдается отставание в развитии. И я довольна, так как могу уделить достаточное внимание каждому ребенку. Довольны и дети. Они все успевают. Им доставляет интерес общаться со своим учителем, поделиться успехами. Довольны и родители. Они понимают, что в обычном классе их ребенок был бы неуспевающим.

У нас в школе отказались от практики открытия таких классов, мотивируя тем, что отбор губительно подействует и на детей, и на родителей. Дескать, они будут чувствовать себя в чем-то обделенными. Поначалу я полностью с этим соглашалась. Но это было до тех пор, пока мне не достался очень слабый класс. Дети были очень разные по уровню умственного развития. Вот здесь-то и возникло сомнение. Одни ребята моментально усваивали материал, а другие, и их достаточно много, усваивали его с трудом и не чувствовали себя комфортно от соседства с удачливыми одноклассниками. Они стеснялись говорить, так как не умели выразить свою мысль убедительно, могли сказать что-то, вызывающее у товарищей смех. Мои просьбы о том, что над незнанием нельзя смеяться, что все вы дети и все вы учитесь, ни к чему не приводят. Каково такому ребенку? Кроме того, он сам мог сравнить свои ответы с ответами товарищей, свои умения с умениями других. От этих сравнений слабый ученик еще больше теряется и замыкается в себе.

Классов, где обучались бы дети с задержкой в развитии, в школе нет. Как же быть? Как работать? Решила сделать так: детей, успевающих, посадила на вариант 2, а слабоуспевающих — на вариант 1. Так и работаю сейчас. Например, объясняю новый материал по математике — для закрепления вызываю несколько сильных учеников, затем работаю со слабыми. Стараюсь уделить им максимум внимания, индивидуально поработать с каждым у доски. Успевающие дети в это время работают самостоятельно. Во время контрольных учащиеся варианта 1 выполняют более легкое задание, конечно, соответствующее программе, а учащиеся варианта 2 — более сложное, например:

Вариант 1

Велосипедист ехал со скоростью 16 км/ч и проехал расстояние от города до дачного поселка за 3 часа. Обратно то же расстояние он проехал за 4 часа. С какой скоростью ехал велосипедист обратно?

  1. 16 * 3 = 48 (км) — расстояние от города до поселка.
  2. 48 : 4 = 12 (км/ч) — ехал велосипедист обратно.

Вариант 2

Турист проехал на пароходе 131 км, а на поезде в 3 раза больше, чем на пароходе. Остальной путь турист прошел пешком со ско¬ростью 4 км/ч. Сколько часов шел турист пешком, если весь путь составляет 560 км?

  1. 131 * 3 = 393 (км) — проехал турист на поезде.
  2. 131 + 393 = 524 (км) — проплыл и проехал турист.
  3. 560 — 524 = 36 (км) — прошел турист пешком.
  4. 36 : 4 = 9 (ч) — шел турист пешком.

Честно, этот прием работы меня не устраивает. Он не позволяет достаточно внимания уделять ни тем, ни другим ученикам. Хорошо успевающие дети больше работают самостоятельно, а им тоже необходимо внимание учителя. Надеюсь, что в будущем мы придем к более оптимальному решению этого вопроса.

Дифференциация и интеграция проникают достаточно интенсивно в начальную школу. Но сразу же встает вопрос о том, какой учитель сможет вести этот курс. Его же преподавание требует не только высочайшей квалификации, но и весьма широкой эрудиции. Кто подготовит такого учителя? Кто заинтересует морально и материально учителя, ведущего такой сложный многопредметный учебный курс? В начальной школе сейчас роль интегрирующего звена осуществляет сам учитель, который и обучает, и воспитывает детей.

В меру своих сил и возможностей пытаюсь и я решить эту проблему, вводя в уроки математики элементы интегрирования. Учащимся такие уроки нравятся, они вызывают у них желание самостоятельно подготовить по теме краткое сообщение.

Я сама люблю природу, историю, географию и сведения, заслуживающие внимания, стараюсь использовать на уроке.

Как я это делаю?

На одном из уроков говорю, что сегодня в гости к ребятам пришли животные.

Зайка (обращается к ребятам).

Я зайка-попрыгайка
И морковки поедайка,
По четыре съел 5 раз.
Сколько это? Скажет кто из вас?

Ученик. В наших лесах живет заяц-беляк. К зиме он меняет рыжевато-серую шубку на белую, но кончики ушей у него остаются черными. Беляк быстро бегает по снегу, не проваливается в него. Уши у зайца длинные, при опасности встают торчком. Зайцы кормятся ночью. Едят ветки, кору деревьев, грызут капусту и морковь на огородах.

Зайка. Спасибо, что про меня рассказали.

Перед самостоятельной работай «выступает» лягушка.

Лягушка.

Я лягушка-квакушка.
Думаю думу,
Работу вам ищу.
Посмотреть хочу,
Умеете ли вы сами
Справляться с делами.
Вот эти карточки,
Пожалуйста, возьмите
И задание выполните.

Ученик. Лягушка живет в водоемах и во влажных местах леса, луга, сада. Завидев добычу, она быстро выбрасывает язык наружу и насекомые прилипают к нему. Зимой лягушки спят.

Учитель. Оставайся с нами, лягушка- квакушка. Посмотри, как дети будут решать твои задачи и примеры.

Продолжаю использовать элементы интеграции на уроках математики и в III классе. Так, на одном из уроков, рассказываю: «Из зоопарка сбежал сайгак. Животное — очень редкое. На воле оно могло погибнуть в непривычных условиях. Сайгака поймали через 3 часа за 180 км от зоопарка. С какой скоростью бежал сайгак?»

Учащиеся решают задачу, отвечают на вопрос.

Учитель (показывает изображение сайгака) и продолжает рассказ:

— А знаете ли вы, что сайгаки чутко реагируют на изменения погоды. На небе ни облачка, стрелка барометра стоит на «ясно». Ничто, казалось, не предвещает ненастья, а эти высоконогие антилопы с горбатой мордой и небольшим, нависшим над ртом мягким подвижным хоботком дружно табунами прячутся за песчаными барханами. Значит, надо ждать бурана, опасного для жизни животных в открытых местах.

А теперь выполните задание. Вырази в метрах:

Высота самого высокого водяного смерча 1 км 528 м. Этот смерч прошел 16 мая 1898 г. в Австралии.

Толщина самого толстого льда — 4 км 776 м. Такой лед был зафиксирован 4 января 1975 г. на озере Вилкес. Расположено это озеро в Антарктиде.

Включение урок элементов интегрирования не только является одним из источников новых знаний, но и помогает снять утомляемость учащихся, оживить процесс обучения.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *