На ошибках учимся (Часть №1)

С.В. БРЕДИХИНА,
старший преподаватель,
Благовещенский государственный педагогический университет

«Карандашов», «местов», «делов»… Как часто учителям приходится слышать в ре­чи детей подобные ошибки, исправляя ко­торые, они сообщают, что «так не гово­рят». И учителя совершенно правы: ведь ребенок нарушает литературную норму языка. Но задумывались ли мы над тем, почему в речи разных детей часто встреча­ются одни и те же ошибки? В чем причина их появления?

На эти и другие интересующие нас во­просы можно найти ответы в учебном посо­бии С.Н. Цейтлин (Язык и ребенок / Линг­вистика детской речи // Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гума- нит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000).[1] Эта книга посвящена светлой памяти человека, кото­рый шестьдесят лет жизни посвятил изуче­нию удивительного феномена — речи ре­бенка. К.И. Чуковский сумел в свое время привлечь внимание к тому, что всегда каза­лось лишь чем-то просто забавным. С.Н. Цейтлин стала продолжателем дела К.И. Чуковского, научно объяснив собран­ные автором «От двух до пяти» детские ин­новации, или «детские речения», как назы­вал их К.И. Чуковский, и пополнив эту кол­лекцию своим материалом.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, учителей, воспитате­лей, логопедов, психологов и многих дру­гих, кто интересуется детской речью. В нем доступно и научно обоснованно рассматри­ваются процесс освоения ребенком родного (русского) языка со всех сторон: фонетики, морфологии, словообразования, словаря, а также трудности, которые испытывает ребе­нок при овладении речью, в том числе пись­менной. «Действительно: лишь самый не­внимательный взгляд увидит в создаваемых детьми словах «неправильности» и «неуме­ния». Стоит чуть приглядеться и вы порази­тесь логичности, естественности, даже кра­соте детских словесных изобретений. Именно поэтому мы, взрослые, понимаем ребенка без всякого труда, хотя раньше ни­когда не слышали некоторых употреблен­ных им слов» (Цейтлин С.Н. Лепые неле­пицы // Семья и школа. — 1993. — № 10-12. — С. 11).

Рекомендуем другие статьи:

С.Н. Цейтлин сделан большой вклад в изучение причин появления в речи детей различного рода инноваций (инновацией на­званы самостоятельно созданные детьми языковые единицы или модифицированные единицы взрослого языка). Она считает, что ни одна из детских ошибок не случайна, их предпосылки заключены в сложности стро­ения механизмов языка и порождаются тем, что в речи часты отступления от основных правил. А овладеть языком можно, усвоив не только языковые единицы, но и правила их создания и употребления. «Однако пра­вила, добываемые ребенком из речи взрос­лых, не вполне тождественны тем прави­лам, которые управляют речевой деятельно­стью взрослых. Если бы подобное тождест­во наблюдалось, то не было бы почвы для детских инноваций типа ИСКАЮ, УШОВ, ПОБЕДЮ и т.п. Нормативная грамматика исключает подобные формы: детская грам­матика, напротив, их порождает» (Цейт­лин С.Н. Язык и ребенок / Лингвистика детской речи // Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000). Таким образом, в речи ребенка отсутствуют всякие ограниче­ния и запреты.


[1] Краткую рецензию на эту книгу см. в № 5 за 2002 г., с. 84.

На ошибках учимся (Часть №2)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *