На ошибках учимся (Часть №3)

На ошибках учимся (Часть №2)

С.В. БРЕДИХИНА,
старший преподаватель,
Благовещенский государственный педагогический университет

Все перечисленные ошибки не в полной мере преодолены в речи детей к началу школьного обучения. Программа по русско­му языку предоставляет возможности для работы над исправлением и предупрежде­нием таких ошибок в теме «Морфология». Однако чаще всего работа сводится к сооб­щению сведений под заголовком «Говори правильно». Подобное предъявление ин­формации, конечно, необходимо, но, дума­ем, его недостаточно.Еще в 30-е годы известный лингвист Л.В. Щерба писал о целесообразности ис­пользования в обучении «отрицательного языкового материала» (Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974. — С. 36). Считаем, что речевые ошибки, о которых шла речь выше, могут стать полезным «от­рицательным языковым материалом», ис­пользуемым при формировании правильно­сти детской речи.

Логика работы может быть такой.

Постановка учебной задачи в виде предъявления двух вариантов образования формы слова в родительном падеже множе­ственного числа — правильного и непра­вильного: мандаринов — «мандарин». На обсуждение выносится вопрос: а как же правильно?

Ответ на этот вопрос можно получить двумя путями: через знакомство с прави­лом, действующим в русском языке, или путем обращения к специальному словарю. В общем виде правило образования суще­ствительных родительного падежа множе­ственного числа, охватывающее большую часть слов, для детей можно представить в таблице:

На ошибках учимся (Часть №3)

Таблица может быть использована не только для знакомства с правилом, но и для практической его отработки. Ребенку мож­но предложить несколько слов и попросить разместить их после таблицы, поставив в форму родительного падежа множественно­го числа (яблоня, дедушка; дом, воробей, озеро, море, дождь; печь, мышь, лошадь).

Но не все слова укладываются в приве­денное правило. Есть множество исключе­ний из него.

Вот почему для становления у детей умения правильно образовывать форму ро­дительного падежа (как и многих других форм) очень нужен специальный словарь, который, во-первых, служил бы для детей реальной опорой при решении вопроса о форме слова, во-вторых, способствовал бы формированию у него привычки во всех трудных случаях обращаться к справочни­кам, в данном случае — к специальному языковому словарю. (Пока мы знаем только один учебник по русскому языку для на­чальных классов, в который включен подоб­ный словарь. Это учебник М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» (см.: Соловейчик М.С., Кузьмен­ко Н.С. К тайнам нашего языка // Учебник русского языка для четырехлетней началь­ной школы. — Смоленск: Ассоциация XXI век. 2002; учебник входит в федеративный список в составе учебного комплекта «Гар­мония».) Но поскольку отдельного словаря морфологических трудностей для началь­ных классов нет, приведем материалы, кото­рые могут быть использованы при проведе­нии работы. При отборе слов мы исходили из того, что они довольно часто встречают­ся в речи детей, соответствуют их жизнен­ному опыту, формы многих из них являют­ся исключениями из существующих пра­вил, а также ошибки, которые ребенок до­пускает при образовании форм этих слов, не вполне преодолены в речи детей.

На ошибках учимся (Часть №3)

Приведенный словарь может быть ис­пользован по-разному. Хорошо бы его рас­печатать и предложить детям для самосто­ятельного пользования. Тогда задания с его применением могут носить различный характер.

  1. Попросите прочитать какую-то груп­пу слов и решить, правильно они сами гово­рят эти слова. Ответ можно зафиксировать знаками (+) или ().
  2. Начертите на доске таблицу образо­вания форм родительного падежа (см. табл. в статье) и уточните правильный спо­соб действия при выборе нужного оконча­ния: определить склонение, а во 2-м скло­нении еще и род. Затем выберите из слова­ря 8-10 слов и попросите учащихся пра­вильно образовать нужные формы и впи­сать их в таблицу. Желательно потом про­верить себя по словарю.
  3. Запишите на доске или на карточках 5-6 примеров ошибочных образований («яблоков», «делов», «мостов» и т.п.), пред­ложите исправить ошибки, проверяя себя по словарю. Работу можно вести в парах.

Рекомендуемая работа будет способст­вовать не только повышению культуры ре­чи, но и формированию общеучебного уме­ния — умения пользоваться словарем.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *