О некоторых приемах запоминания стихотворений

Е. КАРПОВА, учитель начальных классов, Москва

Память — важнейший психологический компонент учебной познавательной деятельности. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

В младших классах школы ученикам приходится систематически запоминать большой по объему материал, а потом его воспроизводить. Очень часто это механическое запоминание, что вообще не является характерной особенностью памяти ребенка этого возраста и потому вызывает у него большие затруднения. Следует обучать детей рациональным приемам запоминания.

Исследователи выделяют два направления в этой работе: одно — по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.), другое — по формированию приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания.

Показателем осмысленности запоминания является овладение учеником приемами, способами запоминания.

Важнейший прием запоминания — деление текста на смысловые части, составление плана. В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается, что при запоминании ученики I и II классов затрудняются разбивать текст на смысловые части, не могут вычленить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают они это лучше, лишь когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому с I класса работа по делению текста должна начинаться с того момента, когда учащиеся в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план решения сложной по содержанию арифметической задачи или литературного произведения), запомнить эту логическую последовательность и потом воспроизвести.

В начальных классах применяются и другие способы, облегчающие запоминание, — сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что запоминается, с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого. Сначала эти способы используются учащимися в процессе непосредственного запоминания с учетом внешних вспомогательных средств (предметы, картины), а затем внутренних (нахождение сходства между новым и старым материалом, составление плана и т.п.). Без специального обучения младший школьник не может использовать рациональные приемы заучивания, так как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми он постепенно овладевает в процессе обучения.

Кратко опишем некоторые условия и приемы правильного заучивания (запоминания) стихотворений.

  • •Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму, нужно обязательно знакомить его с «мелодией», ритмом стихотворения.
  • Для того чтобы стихотворение легко училось, должна быть мотивация. Первоначально стихотворение может быть «подарком» для кого-то: мамы, бабушки, Деда Мороза. С восьми лет необходимо нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
  • • Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением.
  • Прежде чем ученик начнет учить стихотворный текст наизусть, необходимо его озвучить: это может быть выразительное чтение учителем или профессиональная запись чтеца, артиста. Затем следует вместе с ребенком найти в тексте незнакомые слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного чтения желательно показать иллюстрации к стихотворению. Так формируется «образ» произведения.
  • Заучивание стихотворения методом «шторки» позволяет существенно сократить количество прочтений стихотворения до полного и уверенного его воспроизведения. Суть способа заключается в последовательном закрытии правой части стихотворения и попытке закончить строки по памяти.

Стихотворение прочитывается. Затем с правой стороны закрывается карточкой небольшая часть текста (одно или два слова).

Произведение прочитывается целиком, включая спрятанные за «шторку» окончания строк.

Следующий шаг — «шторкой» закрывается уже значительно большая область справа, и стихотворение вновь прочитывается целиком. Далее закрываются почти все слова в строчках, в левой части остается только одно слово, затем только первые буквы строк, которые будут служить ориентирами и запускать процессы запоминания.

  • Одним из самых действенных способов запоминания является создание «мысленного образа», т.е. своеобразной иллюстрации к стихотворению. Учитель читает первую строчку стихотворения, просит ученика закрыть глаза и представить содержание этой строки. При этом важно нарисовать картинку яркой, выразить в ней свое отношение к содержанию стихотворных строк. То же самое происходит с остальными строчками. Затем учащимся дается установка вспомнить (с закрытыми глазами) стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов.

Важно каждый раз обсуждать заучиваемое стихотворение, просить учащихся поделиться впечатлениями от текста.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авшарян Г. Суперпамять. М., 2008.

Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология. М., 2001.

Гарибян С.А. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. М., 1992.

Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 2000.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *