Обучение грамоте средствами субъективизации. Часть №1.

Г.А. БАКУЛИНА,
доктор педагогических наук,профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Вятского государственного педагогического университета

Обучение грамоте — очень важный на­чальный период овладения младшими школьниками русским языком. От глуби­ны приобретенных знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе умений и навыков в существенной степе­ни зависит успех дальнейшей учебно-вос­питательной работы в этом направлении.

Одним из способов решения данной проблемы может служить методика, осуще­ствляемая средствами субъективизации. Согласно предлагаемой методике учащимся передается часть функций учителя. Они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении всех или боль­шинства структурных этапов урока. Выпол­няя специальным образом составленные за­дания, направленные на углубленное овла­дение учебным материалом и одновремен­ное развитие ряда их интеллектуальных ка­честв (внимания, памяти, мышления, речи и др.), школьники формулируют тему и цель всего урока, предопределяют виды и содер­жание своей учебной деятельности на от­дельных его этапах, принимают активное участие в овладении учебным материалом.

Урок, проводимый средствами субъекти­визации, начинается с мобилизующего эта­па. Он проводится сразу после оргминутки. Его цель: в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и развитие его важ­нейших интеллектуальных качеств.

Содержание мобилизующего этапа на первых двух ступенях обучения грамоте со­ставляет группа упражнений, призванных совершенствовать речевые способности, наглядно-действенное мышление и одно­временно развивать внимание, память, на­блюдательность школьника. Хронологиче­ски упражнения такого рода рассчитаны на две-три минуты ежеурочного применения. Среди них выделяются следующие виды:

  1. упражнения с детскими игрушками;
  2. упражнения с графическим (нецвет­ным) изображением геометрических фигур;
  3. упражнения с графическим (цветным) изображением геометрических фигур.

Первый вид упражнений имеет следую­щую специфику выполнения. Учитель на специально изготовленную полочку, при­крепленную к классной доске, ставит четы­ре игрушки (например: зайчика, медведя, корову, рыбку) и говорит детям: «Назовите хором выставленные на полке игрушки в той последовательности, в которой они на­ходятся, и постарайтесь их запомнить». По­сле этого он предлагает детям закрыть глаза, и в это время осуществляет перестановку двух игрушек. Затем учитель просит детей открыть глаза и выполнить такое задание: «Скажите, в каком порядке стояли игрушки первоначально и в какой последовательно­сти они находятся после перестановки? Ка­кие игрушки поменяли свои места?» При­близительный ответ детей: «Первоначально игрушки стояли в следующем порядке: зай­чик, медведь, корова, рыбка. После переста­новки они находятся в такой последователь­ности: зайчик, корова, медведь, рыбка. Ко­рова и медведь поменяли свои места».

Постепенно учитель увеличивает коли­чество игрушек и число их перестановок. Очень хорошим считается результат, если при наличии девяти-десяти игрушек дети адекватно воспроизводят их первоначаль­ную расстановку и новую диспозицию по­сле перестановки пяти-шести игрушек. В процессе ежеурочного выполнения такого типа упражнений школьники практически овладевают умением правильно составлять предложения; связно, логично излагать свои мысли, строить рассуждения. У них интенсивно развивается устойчивость вни­мания, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, расширяется объем па­мяти. Для разнообразия учитель меняет уп­ражнения с игрушками на упражнения с не­цветным изображением геометрических фигур и проводит их по той же схеме.

После достижения желаемого результата в первых двух видах упражнений (пять- шесть перестановок при девяти-десяти объ­ектах) учитель переводит учащихся на рабо­ту с разноцветным изображением геометри­ческих фигур. Их набор может быть различ­ным и периодически меняющимся с точки зрения используемых изображений фигур и их цвета. Например, первый набор: красный квадрат, зеленый треугольник, синий прямо­угольник, желтый круг. Второй набор: фио­летовый прямоугольник, оранжевый круг, зе­леный ромб, белый многоугольник и т.д. Ме­тодика работы остается прежней. Этот вид упражнений дополнительно активизирует внимание и память детей, соответственно развивая их важнейшие свойства: устойчи­вость и объем внимания, объем памяти. В процессе выполнения предлагаемых трех ви­дов упражнений мобилизующего этапа уча­щиеся составляют рассказ-рассуждение, в котором по мере увеличения числа игрушек и изображений геометрических фигур уве­личивается количество слов в предложениях. Работая в этом направлении, школьники с первых уроков обучения грамоте овладевают практическим навыком построения текста, состоящего преимущественно из простых распространенных предложений.

Специфическим и очень важным струк­турным компонентом урока в предлагаемых разработках является формулирование уча­щимися темы и цели занятия. Учитель та­ким образом подбирает учебный материал и организует работу с ним, чтобы школьники на основе глубокой и активной речемысли- тельной деятельности смогли самостоя­тельно, с той или иной степенью точности, предвосхитить и сформулировать предназ­наченную для изучения тему.

Сразу после этого учащиеся приступают к определению и формулированию цели (образовательной). Это своего рода логиче­ская задача, поскольку основная для данно­го урока образовательная цель проистекает из его темы и типа. Если речь идет об уроке изучения нового, пока еще не знакомого де­тям материала, то в определении цели учеб­ной работы наиболее употребимыми долж­ны быть фразы: познакомиться с…; учить­ся отличать… и т.д.; на уроке закрепления, повторения изученного — закрепить уме­ние…; повторить то, что… и т.д. В послед­нем случае вполне уместен такого рода ори­ентир: «Сформулируйте цель урока, учиты­вая тему и то, что с данным материалом мы уже знакомы». Первоначально формулиро­вание цели урока осуществляется коллек­тивно с использованием написанных (на первых порах печатным шрифтом) опорных слов, означающих начало данных фраз. По­степенно дети переходят полностью к само­стоятельному формулированию цели.

С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у уча­щихся создается внутренняя установка и са­моустановка на достижение последней, ко­торая в свою очередь обеспечивает готов­ность к усвоению знаний. Она действует в течение всего урока и резко стимулирует плодотворную учебную деятельность детей на остальных его этапах. Предопределение школьниками содержания своей деятельно­сти активизирует внимание, мышление, па­мять и соответственно развивает их. В кон­тексте своего речевого развития первокласс­ники овладевают при этом практическим умением построения рассказа-умозаключе­ния с использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Обучение грамоте средствами субъективизации. Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *