Обучение грамоте средствами субъективизации. Часть №2.

Обучение грамоте средствами субъективизации. Часть №1.

Г.А. БАКУЛИНА,
доктор педагогических наук,профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Вятского государственного педагогического университета

Ознакомление школьников с новым учеб­ным материалом (понятия «речь», «слово», «слог», знакомство с новыми звуками и т.д.) происходит с помощью частично-поисково­го метода. Его основу составляет речевое действие. Оно является словесным оформ­лением практического мыслительного акта, осуществляемого учеником. Учитель пре­дусматривает последовательность мысли­тельных операций детей, направляет ход учебных действий, вводя необходимые при формулировании нового понятия речевые обороты и языковые термины.

Учащиеся выполняют предлагаемые учителем практические операции и в раз­вернутой форме с использованием вводи­мых учителем терминов и оборотов харак­теризуют свои действия, формулируют вы­воды, обобщают материал. В процессе орга­низуемых учителем речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, со­поставлять, находить общее, логически рас­суждать, аргументированно, обоснованно выражать свои мысли, формулировать оп­ределения понятий.

В соответствии с рассматриваемой мето­дикой с первых дней обучения ведется ак­тивная работа по обогащению лексики уча­щихся, причем дети овладевают лексиче­ским значением слова как понятием. В про­цессе организованной учителем беседы- рассуждения школьники самостоятельно формулируют определение понятия, выде­ляя его родовую принадлежность и суще­ственные признаки предмета, обозначен­ного данным словом (без использования выделенных терминов). Такой подход не только способствует успешному пополне­нию словарного запаса детей, но и эффек­тивно стимулирует развитие логического мышления ребенка.

Чтение слогов, слов с новой буквой сов­мещается с осуществлением различных ин­теллектуальных операций: чтение слов с объединением их в группы с учетом того или иного признака; чтение слов с исключе­нием каждого из них по самостоятельно найденному признаку; нахождение и чтение близких по смыслу слов и т.д. Это позволя­ет во время формирования навыка чтения активно работать над совершенствованием словесно-логического мышления и развити­ем других важнейших качеств интеллекта, делать процесс чтения более увлекатель­ным и интересным.

Чтение текста предусматривается с момента ознакомления школьников с пер­выми буквами. Первоначально оно рассчи­тано на читающих детей. Постепенно к этой работе начинают привлекаться осталь­ные дети. Во время чтения текстов исполь­зуются специальные приемы, направлен­ные на развитие распределения, объема внимания детей, их памяти и призванные совершенствовать технику чтения, повы­шать уровень понимания читаемого (чита- ние слов с пропущенными буквами, чтение предложений с пропущенными словами, чтение предложений с «зашумленными» словами, чтение предложений с двойным повтором определенной группы слов, чте­ние текста с одновременным счетом некото­рых слов, чтение текста с выполнением за­ранее указанного учителем движения во время прочтения определенных слов и т.д.). Все это делает работу с текстом более инте­ресной для детей и более результативной, чем при использовании традиционных ме­тодов обучения.

Физкультминутка проводится с дидак­тическим заданием по теме урока, в русле его сюжетной линии, с небольшой мысли­тельной нагрузкой на школьников. Ее содер­жание составляется не только учителем. Пе­риодически такое право предоставляется де­тям. Подобным образом организованная и проводимая физкультминутка не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой струк­турные части урока. Кроме того, она всегда насыщена положительными эмоциями, сни­мает у детей напряжение, обеспечивает не­обходимую разрядку, физическую нагрузку, не отвлекая при этом от темы урока.

В качестве примера предлагается разра­ботка урока, проводимого средствами субъ- ективизации, на тему «Звуки м, м’ и буква М, м».

Обучение грамоте средствами субъективизации. Часть №3.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *